16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1136.69
25 декабря 2013, 15:44

Дмитрий Коняев: Покупка доли в «Уралкалии» – стратегическая инвестиция

Лента новостей

Новый акционер «Уралкалия» – «Уралхим». Холдинг недавно разобрался с долгами и снова занял для сделки 4,5 миллиарда долларов. Гендиректор компании «Уралхим» Дмитрий Коняев рассказал BFM.ru о том, почему 2013 год был для холдинга удачным и даже знаковым

Гендиректор компании «Уралхим» Дмитрий Коняев/Фото: Пресс-служба «УРАЛХИМ»

BFM:Недавно «Уралхим» стал акционером «Уралкалия», купив 20% акций. Для вас это стратегическая инвестиция?

Д.К.: Это стратегическая инвестиция. Мы существенно сократили свою долговую нагрузку. Чисто теоретически, конечно. Про будущее говорить сложно – это еще не случилось. Но на конец 2014 года мы могли бы достичь нулевого соотношения debt/EBITDA. Мы не хотели останавливаться в развитии, искали и оценивали различные потенциальные варианты - как Greenfield Project и сделки по M&A. Когда так сложилась ситуация, что появилась возможность покупки акций «Уралкалия», мы сочли этот вариант интересным. Поскольку это актив с хорошими перспективами, который позволит зарабатывать прибыль для «Уралхима», как за счет роста капитализации «Уралкалия», так и за счет увеличения прибыльности. Мы давно работаем в отрасли по производству минеральных удобрений, глубоко уверены в том, что фундаментально перспективы у этой отрасли сильные. В настоящий момент нас устраивает 20-процентный пакет в «Уралкалии». Я не думаю, что мы будем наращивать дальше.

BFM:Параметры сделки так и не были озвучены. Известно, что вы взяли в кредит 4,5 млрд долларов. Какая часть суммы пошла на покупку пакета в «Уралкалии»?

Д.К.: Большую часть из привлеченных средств мы потратили на покупку доли в «Уралкалии». Также там есть определенные финансовые резервы, которые могут нам потребоваться в случае досрочного истребования по текущим кредитам. Если кредитные организации, которые выдавали эти кредиты на фоне сделки по покупке 20% акций «Уралкалия», потребуют досрочного возвращения, то у нас есть резервы в рамках полученного от ВТБ кредита.

Riga Fertilizer Terminal, построенный компанией «УРАЛХИМ» в Риге/Фото: Пресс-служба «УРАЛХИМ»

BFM:Заканчивая тему «Уралкалия». Как новый акционер вы будете способствовать восстановлению отношений «Уралкалия» с Белоруссией?

Д.К.: Мы, приобретя 20-процентный пакет акций «Уралкалия», рассчитывали войти в совет директоров «Уралкалия» и далее во взаимодействии с другими акционерами и менеджментом будем прикладывать все усилия для повышения капитализации и повышения доходности «Уралкалия». Конкретный вопрос по взаимодействию с «Беларуськалием» должен будет решаться на уровне менеджмента «Уралкалия».

BFM:Этот год для производителей удобрений, как известно, начался на подъеме. Но к осени спрос и цены упали. Ситуация на рынке стала неблагоприятной для производителей. С чем это было связано?

Д.К.: Конъюнктура рынка. Если смотреть на азотный сегмент, то в аммиачной селитре и в аммиаке цены были сравнимыми с уровнем 2012 года, в который мы видели близкие к рекордным цены на азотные удобрения. Исключение - 2008 год. Но 2008 год - чистой воды пузырь, который потом схлопнулся, и мы получили ситуацию 2009 года с крайне низкими ценами. По карбамиду ситуация была несколько хуже. Карбамид серьезно упал в 2013 году, и единица азота в карбамиде относительно селитры была недооценена. Единица азота в карбамиде в этом году стоила меньше на 20%, чем в аммиачной селитре. Факторы влияния - массированные поставки из Китая, и то, что по многим крупным странам-импортерам карбамида откладывались серьезные закупки. Драматическое падение произошло на фосфорные удобрения в 2013 году, цены снизились более чем на 40%. Основной фактор влияния - Индия, где поставки удобрений субсидируются правительством. Соответственно, каждый раз объем поставляемых удобрений на индийский рынок сильно зависит от объема субсидий. Произошло определенное снижение ставок субсидии на фосфорные удобрения. И сильный фактор - общеэкономическая ситуация в Индии, которая привела к сильному падению курса рупии. Как результат, импорт фосфорных удобрений в Индию снизился значительно, и другие рынки не смогли восполнить это падение.

BFM: А что «Уралхим» противопоставил этой тенденции?

Д.К.: Мы имеем достаточно высокий уровень гибкости с точки зрения нашего производства, мы можем на одних и тех же агрегатах, конечно, не повсеместно, но в большом объеме, производить разные удобрения. Нашим ответом на падение цен был фокус на конкретных нишевых продуктах, которые дают более высокую маржу, нежели стандартные удобрения. Мы остаемся лидером в России по производству аммиачной селитры, по тому азотному удобрению, по которому падение цен было наименее значимо в 2013 году. Также мы остаемся лидером по валовому выпуску аммиака среди российских производителей. Параллельно с этим постоянно ведется работа по снижению издержек, по понижению себестоимости производимой продукции. Так, в 2013 году нам удалось добиться лучших в отечественной индустрии показателей по производству минеральных удобрений по выработке на один агрегат аммиака.

BFM: Как снижали издержки?

Д.К.: За счет снижения норматива потребления газа на одну тонну аммиака. А также за счет того, что мы увеличиваем суточную выработку на наших агрегатах, как аммиака, так и сыпучих удобрений. Наше химическое производство - безостановочное. Для нас ключевым факторов становится то, какое количество тонн готовой продукции мы можем получить в сутки с того или иного агрегата. Следующий вопрос - это работа над безаварийностью, снижение количества часов внеплановых простоев оборудования.

BFM: Год подходит к концу. Каковы его финансовые итоги для «Уралхима»?

Д.К.: Несмотря на менее позитивную, чем в 2012 году конъюнктуру мировых рынков, мы, по-прежнему, зарабатываем хорошие деньги. Мы ожидаем незначительное снижение выручки в 2013 году относительно 2012 года. По 2013 году выручка должна составить 2,2 млрд долларов. Мы продолжаем демонстрировать один из самых высоких показателей рентабельности по EBITDA в отрасли. По итогам 9 месяцев этого года EBITDA составила 17,32 млрд рублей.

BFM: «Уралхим» в декабре открыл в Риге терминал по перевалке удобрений. Почему вы построили его именно в Риге и на какой экономический эффект рассчитываете?

Д.К.: В этом году мы завершили реализацию крупного логистического проекта. Мы запустили промышленную эксплуатацию терминал по перегрузке удобрений в Риге. Этот терминал позволит нам переваливать через Ригу порядка двух млн тонн готовой продукции. Почему именно в Риге? Здесь много факторов. 90% наших морских отгрузок мы осуществляем на Балтике. Мы давно присутствуем в рижском порту на других перегрузочных терминалах. Рига удобна с точки зрения глубин, инфраструктуры. Строительство в Риге показалось нам наиболее выгодным с точки зрения стоимости проекта и срока реализации. Нам понадобилось всего 60 млн евро и три года работы для того, чтобы на месте, где когда-то была река Даугава, появился наш терминал. Во многом это благодаря тому, что у нас хорошие, сильные партнеры в Латвии. Мы рассчитываем окупить этот терминал за девять лет.

BFM: Какова тенденция - самим заниматься логистикой или отдавать на аутсорсинг?

Д.К.: Почти все крупные производители, как в России, так и в мире располагают собственными мощностями. Многие мировые производители уже идут на создание портовых мощностей не только в странах, где они располагают производством, не только там, где отгружается продукция, но и в крупных странах-импортерах готовой продукции. Такая тенденция в Бразилии, где крупные производители инвестируют в мощности по приемке грузов.

BFM: Расскажите о стратегических направлениях развития компании?

Д.К.: Помимо того, что мы боремся и стараемся укреплять наше лидерство в азотном сегменте, помимо наших вложений в обеспечение логистической безопасности, мы продолжаем работу по производству нишевых продуктов. Также продолжаем наши вложения в перспективные разработки в области НИОКР. Недавно заключили соглашение о сотрудничестве с компанией Stamicarbon, которая является мировым лидером в области разработки, лицензирования технологий по производству карбамида. Вместе с Stamicarbon мы хотим создать новую технологию по получению карбамида с меньшими капитальными затратами. В основу разработок ляжет как интеллектуальная собственность Stamicarbon, так и исследовательские разработки «Уралхима» и химфака МГУ. Другим примером является технология извлечения редкоземельных металлов из фосфогипса. Эта технология разработана и уже опробована на пилотной установке. Есть заключение немецкой компании Bayer Technology Service по работоспособности этой технологии. Сейчас мы работаем над проектом промышленного внедрения и коммерческого применения этой технологии.

BFM: Одна из ключевых проблем всех предприятий - кадровая. Как ее решает «Уралхим»?

Д.К.: Это острая проблема для всей российской промышленности. У нас налицо потерянное десятилетие с точки зрения подготовки инженерных кадров. Потому что в 90-е годы совсем было не модно идти учиться на инженерные специальности. Все были юристами, маркетологами - кем угодно. А инженеров не хватало. Мы боремся за свои кадры, создаем программы по привлечению молодежи, по созданию благоприятных условий для тех специалистов, которые уже работают. В первую очередь, это конкурентоспособный уровень оплаты труда. Часто на ключевых позициях мы платим выше средних региональных и отраслевых показателей. Для удержания молодых специалистов мы работаем по разным направлениям. Большая активная программа – предоставление жилья. Так, в Кирово-Чепецке сейчас мы строим дом для молодых специалистов, для того, чтобы перспективные выпускники вузов имели возможность обзавестись своим жильем. Мы хотим надолго привязать их к нашим предприятиям. Много проектов ведем, связанных со спортом, с пропагандой здорового образа жизни. Голод по молодым специалистам ощущаем, но понимаем, как работать с этой проблематикой. Много работаем с вузами. У нас есть большая совместная программа с по дистанционному обучению по программе «химия для не химиков». Большинство программ реализуются и работают в региональных вузах, и мы активно их поддерживаем.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию