16+
Понедельник, 20 мая 2024
  • BRENT $ 84.36 / ₽ 7676
  • RTS1211.87
19 ноября 2013, 13:50 Финансы

«Визуальный молоток»: Эл и Лора Райс научат российских маркетологов продавать

Лента новостей

На работах Эла и Лоры выросло не одно поколение специалистов по продажам

Эл и Лора Райс. Фото: ries.com
Эл и Лора Райс. Фото: ries.com

В начале декабря в Россию приедут признанные гуру маркетинга Эл и Лора Райс. 4 декабря они дадут совместный мастер-класс, но не только. Также состоится презентация русской версии новой книги Лоры Райс – «Визуальный молоток. Как образы побеждают тысячи слов».

Эл Райс (в соавторстве с Джеком Траутом) еще в 70-х годах прошлого века разработал концепцию позиционирования, которой бизнес пользуется до сих пор, и написал такие бестселлеры как «Маркетинговые войны», «Позиционирование» и т.д.

На сегодняшний день 87-летний Эл Райс — один из самых уважаемых в мире стратегов в области маркетинга. Его услугами пользуются крупнейшие корпорации мира: Apple, Coca-Cola, BMW, Xerox, Procter&Gamble, Intel, IBM и многие другие.

Дочь и соавтор Эла — Лора Райс — также одна из ведущих мировых бренд-стратегов, автор маркетинговых бестселлеров, президент агентства Ries & Ries. В своей новой книге Лора развивает идеи отца и переходит от вербального к визуальному позиционированию, применяя при этом метод, названный «Гвоздь&Молоток».

У читателей BFM.ru есть уникальная возможность перед официальным выходом книги на русском языке составить об этом труде первоначальное мнение, прочитав небольшой отрывок, любезно предоставленный издательством. Авторы лучших вопросов получат возможность принять участие в мастер-классе Эла и Лоры Райс! Итак, читаем.


Слово — гвоздь маркетинговой программы

Поскольку визуальные элементы оказывают на потребителей большее эмоциональное воздействие, чем вербальные, логично было бы предположить, что первым делом маркетологу нужно найти правильный зрительный образ. Однако это не так. Тут мы сталкиваемся с парадоксом, сбивающим с толку многих специалистов по маркетингу. Хотя «визуальный молоток» чрезвычайно полезен в деле создания сильного бренда, главной целью маркетинговой программы является не он.

Цель заключается в том, чтобы стать владельцем слова, укоренившегося в сознании потребителя. BMW, например, сумела застолбить за собой слово «вождение» и благодаря этому прочно закрепила свой бренд среди автомобилей класса люкс, обеспечив ему самый большой объем продаж в мире. Что же закрепило эту идею в умах потребителей, какой образ?

Длинная и связная серия телевизионных рекламных роликов, в которых счастливые обладатели BMW вели свои автомобили по извилистым живописным дорогам. Словесным выражением идеи, «гвоздем», был слоган The ultimate driving machine («Лучший автомобиль для вождения»), и в сознании потребителя она закрепилась, прежде всего, благодаря удачно выбранному образу, «визуальному молотку».

Тема вождения вот уже на протяжении многих десятилетий остается одной из основных в рекламе автомобилей. Вспомните хотя бы долговременную кампанию Pontiac, которая проводилась под слоганом We are driving excitement («Мы управляем возбуждением») без какого-либо визуального закрепления.

Тут вы вправе спросить: «Но если главная цель в том, чтобы закрепить за собой право владения каким-то словом, зачем морочить себе голову поисками образа? Почему бы просто не сосредоточить все усилия по продвижению бренда на вербальном подходе?» Вспомните обычные гвоздь и молоток, о которых речь шла в предисловии. Обязательно ли нужен молоток, если вам требуется сбить две доски? Может, просто сфокусировать свои усилия на соединении этих деревяшек посредством гвоздей без молотка?

Парадокс маркетинга заключается в том, что важнейшим инструментом здесь служит образ-«молоток», но как только вам удается вбить желаемую идею в умы потенциальных потребителей, он становится лишним. Ну, конечно, не совсем лишним, ведь, как известно, есть три главных правила рекламы: повторение, повторение и повторение. Иными словами, нужно долбить, долбить и долбить, и не просто годами, а десятилетиями, не только в самой рекламе, но и во всем, что делает ваша компания, от сайтов до визитных карточек и годовых отчетов.

Рекламный слоган «Лучший автомобиль для вождения» потребители впервые услышали в 1975 году. А в 1993-м автомобили класса «люкс» производства европейской компании BMW имели самый большой объем продаж на американском рынке. В последующие восемнадцать лет BMW четырнадцать раз обходила по этому показателю бренд Mercedes Benz. И что же недавно сделала BMW? Она переключила фокус с уже приевшегося слова «вождение» на слово «радость» — Joy is in good company («Радость — в хорошей компании»).

Это вполне объяснимый шаг. В конце концов, радость — уникальная вербальная концепция, мощно расширяющая рынок бренда BMW. Это, без сомнения, так, но как визуализировать данную идею? Как многие другие в высшей степени абстрактные концепции (счастье, энтузиазм, удовлетворенность клиентов, качество), слово «радость» невозможно четко передать через визуальные образы.

Стоит отметить, что большинство рекламных слоганов слабы именно по этой причине. Они могут весьма точно и ярко формулировать те или иные существенные преимущества бренда, но, по сути, бесполезны, пока не найден образ-«молоток», который вобьет их в сознание потребителя. К чему стремятся люди, приобретая автомобиль? Прежде всего, их интересует надежность, экономичный расход топлива, внешний вид, интерьер, управляемость и размер транспортного средства. Первая ошибка любого автопроизводителя — рекламировать сразу все характеристики, хотя такое решение кажется логичным, ведь именно к этому стремятся потребители.

Большая ошибка! Если рекламируешь все, твои потенциальные клиенты не запомнят ничего. Вторая ошибка — выбирать для рекламы наиболее важную отличительную характеристику своего бренда. Данный подход работает только в том случае, если ее можно превратить в мощный образ, «визуальный молоток».

Возьмем, например, Volvo. Много лет назад, компания выбрала в качестве «вербального гвоздя» концепцию безопасности и вколотила ее в умы потребителей посредством впечатляющих телевизионных рекламных роликов, в которых показывали краш-тесты Volvo и их впечатляющие результаты. Благодаря этому на протяжении двадцати трех лет, с 1970 по 1992 год (за исключением 1977-го), компания оставалась крупнейшим по объемам продаж европейским производителем автомобилей класса люкс на рынке США.

За этот период Volvo обошла по показателям продаж BMW, Mercedes-Benz, Audi и Jaguar. Но с 1993 года у нее начались проблемы. В последние два десятилетия Volvo отошла от идеи надежности и безопасности. Канули в небытие жесткие краш-тесты. Даже слоган стал каким-то вялым: Volvo. For life («Volvo. Для жизни»). Решив улучшить ситуацию с продажами, компания попыталась выехать на разнообразии. На рынке появились спортивные автомобили и даже кабриолеты Volvo.

Директор компании в глобальной рекламе говорил: «Одной безопасности сегодня недостаточно». Яркий пример логического мышления, результат деятельности левого полушария мозга. Понятно, что, выбирая машины, люди руководствуются не только критерием безопасности. Прогуливаясь по демонстрационным залам автосалонов, они присматриваются и ко многим другим характеристикам. Но пока бренд не проник в сознание потребителя и не завлек его в дилерский салон, где продаются автомобили вашей марки, данная логика абсолютно бесполезна.

В маркетинге главное — закрепиться в уме покупателя, все остальное вторично. И без хорошего визуального образа («молотка») выполнить эту задачу крайне трудно.


Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию