16+
Четверг, 7 ноября 2024
  • BRENT $ 75.16 / ₽ 7382
  • RTS854.03
7 ноября 2013, 19:15 Стиль жизниКультураКино

«Узнать себя и посмеяться над тем, как это нелепо»

Лента новостей

Интервью Business FM режиссера и продюсеров фильма «Горько»

Кадр из фильма «Горько». Предоставлен кинокомпанией Bazelevs Distribution
Кадр из фильма «Горько». Предоставлен кинокомпанией Bazelevs Distribution

Одним из лидеров российского проката стал фильм «Горько». Лишь только за первый уикенд картина полностью отбила свой бюджет и собрала больше 7 млн долларов. По словам продюсера фильма Ильи Буреца, в России, СНГ и Украине комедию посмотрели 2 788 720 зрителей.

В эфире Business FM главный редактор радиостанции Илья Копелевич обсудил успех картины с режиссером фильма «Горько» Андреем Першиным (он же Жора Крыжовников) и продюсерами картины Дмитрием Нелидовым и Ильей Бурецом.

Почему Жора Крыжовников? Что это за псевдоним, прям как у Ильфа и Петрова?

Андрей Першин:Я уже не знаю, кто реальнее. Я просто участвовал в одном сценарном конкурсе на получение денег, чтобы снять короткометражку. Его проводили мои знакомые. Я боялся, что они меня узнают, и это скажется на независимой оценке, и я взял псевдоним и встретился уже, когда надо было подписывать документы на получение денег. Они удивились. Мне понравилось, что есть игра — некое отстранение от самого себя.

Почему мы сегодня здесь и об этом? Во-первых, потрясающий коммерческий успех этого фильма, который отбился за первый же уикенд. Во-вторых, мне очень понравилось, как реагировал весь зал в конце. Зал принимает по-настоящему тепло, все говорят об одном — это возвращение жанра российской комедии, которой не было на протяжении более 10 лет. Я могу вспомнить только «Особенности национальной охоты». Как вы думаете, Андрей, почему комедии не было?

Андрей Першин: У меня две мысли на данный момент. Первое, что комедия — жанр, свойственный более или менее стабильной ситуации. Смысл отбора комедийных историй в том, что ты смеешься над тем, что распространено, с одной стороны, и в то же время уникально. Ситуация не должна меняться ежедневно. У нас так получилось, что комедией занимались в основном люди из самодеятельности. Есть популярный самодеятельный театр КВН. И в КВН там немного другие законы, другой разбег, другой уровень обобщения. Более сатирический, направленный на словесные шутки, не на исследование ситуации, на исследование реалий, человеческих взаимоотношений. Я лично ненавижу каламбуры. Это, на мой взгляд, самый низший вид юмора. Его так много, кстати, в деловой прессе. Но все-таки российская комедия, русская, начиная с Гоголя, с Островского, советских кинокомедий, это истории о людях, где самым важным рычагом удержания зрительского интереса является узнавание. Узнать себя или тех, кто рядом с тобой, и посмеяться над тем, как это нелепо со стороны выглядит.

Много отзывов о вашем фильме — в Интернете. Я процитирую один: «Сага о российском быдле. Возрастное ограничение 80+. Весь фильм представляет собой непрекращающееся, противоестественное месиво из полусотни пьяных тел с уровнем IQ ниже, чем у краба».

Андрей Першин:Есть прекрасная статья о том, что есть люди, с радостью называющие других быдлом только потому, что они пробовали получить высшее образование. У нас есть достаточно большое количество людей снобски, высокомерно, презрительно относящихся ко всем вокруг. Я не считаю, что у нас какое-то быдло. Быдло, прежде всего, — это хамство, это люди, неспособные на сочувствие. А у нас все герои, за исключением самых второстепенных, это люди искренние, которые хотят другим добра. Просто получается, когда у нас кто-то кому-то хочет добра, то это может быть самое опасное, что может быть. В этом парадокс. Но никакого хамства, ужасного плебейства у нас в фильме нет.

«Горько» — название говорит за себя: свадьба, родственнички. Жених и невеста в начале несчастные существа, которым предстоит выдержать напор двух семейных кланов. В целом, мы говорили о советской комедии. Там, как правило, герой — интеллигентный человек, правда самые смешные сцены тоже в основном проходят так или иначе под алкоголем — «Ирония судьбы», «Служебный роман», только в «Гараже» все абсолютно на трезвую голову. Но герой советской комедии он чуть-чуть лучше, чем реальность. Реальность всегда была такой, свадьбы такие были и родственнички. Но советская комедия старалась показывать действительность и людей чуть выше среднего уровня. У вас не так, мне кажется.

Андрей Першин: Мы с советской комедией совпадаем, потому что мы к этим людям хорошо относимся. Когда нас упрекают в том, что мы сняли сатиру, мне кажется, что сатира — это высмеивание, попытка быть выше. Мы со сценаристом Лешей Казаковым никаких оценок людям не ставим, мораль не выводим. Это история о людях. У нас какие-то простые люди в фильме. Самое главное — избежать презрения и высокомерия к героям, и тогда не важно, о ком ты рассказываешь.

Немного о сценарии. Я знаю, что на самом деле он был совсем другой в начале.
Андрей Першин:Он не был совсем другой. То, что все закончится примирением семей, мы знали, и эта сцена была первой.

Вначале был вообще заказ на фильм о свадьбе Прохорова?

Андрей Першин: Да, свадьба Прохорова была. Он собирался жениться. Наша история была такая. И ребята — главные герои решают принять участие в тендере и поэтому свою свадьбу решают организовать так, чтобы Прохорову было приятно. И все это происходило в саду Эрмитаж в Москве.

Это первый вариант сценария?

Андрей Першин:Мы проделали большой путь. Мы сначала с мотивировками разобрались: зачем каким-то ребятам какая-то свадьба. Давайте, это будет их настоящая свадьба, уберем внешние обстоятельства, которые на них давят, добавим внутренних. Потом мы поняли, что Москва уже надоела, что очень много Москвы, поэтому мы искали Арзамас Нижегородской области или Елец. Потом поняли, что это море.

Почему море?

Андрей Першин: Захотелось простора, красоты, неба, хорошей погоды. Мы знали, что премьера будет в октябре, и представили, что в октябре пойти и посмотреть хорошие деньки вместе с героями будет приятно. Я себя поймал, когда мы вышли с премьеры в холодную, мокрую, слякотную Москву, что было впечатление приятного путешествия, отдыха.

Самое главное — от гламура к антигламуру.
Андрей Першин: Антигламур был сразу.

Альтернативная свадьба — это слепок московского гламура.

Андрей Першин: Дурное отражение. Это на местном уровне люди стараются.

Ну и посланец богов — Сергей Светлаков с хлебом-солью на свадьбе. Он записан в сопродюсерах. Его роль какая была в этом?

Андрей Першин: Сопродюсера. Он нам подсказывал, писал шутки. Когда мы работали над финалом, он очень точный дал комментарий, который мы использовали.

А кто придумал сцену с ним? Там много характерных сцен. И одна из лучших — уже серьезно поднакачанный свадебный генерал Сергей Светлаков в окружении местных генералов. Прекрасная сцена. Взята откуда?

Андрей Першин: Это разговоры, которые происходят постоянно, когда появляется известный человек или просто из Москвы. У меня одна знакомая снялась в эпизоде сериала «Счастливы вместе», и тут же ей позвонили из ее родного города и спросили: «Ну чего, ты Билана видела»? Впечатления простых людей от жизни по ту сторону экрана — фантастические.

У вас у всех были уже свадьбы? Приходилось ли участвовать в чем-то подобном?

Андрей Першин: Да, были свадьбы. Нет, не приходилось. Это все сила нашего воображения и YouTube. YouTube помогал представить, как это может быть, а дальше мы допридумывали. Как Шерлок Холмс говорил: «По капле воды можно себе нафантазировать Ниагарский водопад». Также зная одного русского человека, можно представить, что будет, если их собрать до 100 в одном помещении. Дальше воображение работает само.

Мне кажется, сложно сделать сцену пьяных людей, где все заканчивается дракой так, чтобы это ни на секунду не показалось вульгарным. Мне показалось, что это не было так. Как это делалось?

Андрей Першин: Мы снимали в очень хорошем настроении. Была прекрасная атмосфера на съемках. Главное, это избегать прямого хамства и черной энергетики немотивированной злости.

По вашему сценарию можно было снять чернушное кино про российскую действительность?
Андрей Першин: С тем же набором событий — да. По нашему сценарию — нет. Просто я такой человек — я все время смеюсь. Мне больше нравится смеяться, даже над страшным и абсурдным. Может быть, это неправильно. Я отношусь к большинству событий позитивно. Мне видится зерно безумия, но безумие мне тоже нравится. А кто-то воспринимает только мрачную сторону.

Когда снимали, а потом монтировали, видели вы красные линии, которые вам как режиссеру нужно было обойти, чтобы это ни на секунду не превратилось в треш?

Андрей Першин: К концу первой свадьбы я планировал, что зритель уже хочет из нее вырваться вместе с героями. Там уровень безумия должен был возрастать и дойти до точки, чтобы мы вместе с героиней сказали «Я не хочу» и убежали.

Они нехотя бегут оттуда?

Андрей Першин: Жениху все равно, а невеста все больше хочет вырваться.

Расскажите про рекламу: была она или нет? Как в прокат попали?

Илья Бурец: У нас был нестандартный подход. Мы сделали тизерный ролик, который не имел никакого отношения к сюжету, но заявлял участие Светлакова в проекте.

В первую очередь, люди говорят, что это фильм Светлакова.

Илья Бурец:Пусть говорят. Мы начали задолго и работали на ожидание. Мы начинали, у нас было 500 копий и ожидания в районе 5 миллионов сборов. Постепенно сняли, показали, начали монтировать ролики. Все это раскачивалось. Мы пришли, в итоге, к 1,5 тысячам копий и ожидания у нас были 10 миллионов. Сейчас мы эту планку уже перевалили.

Вопрос к режиссеру Андрею Першину. Он постоянно говорил, что деньги он зарабатывает на телевидении. Режиссер таких программ как «Большая разница». Теперь не собираетесь начать жить и зарабатывать в кино?

Андрей Першин: Я очень хочу, пока мне не дают продюсеры. TV-шоу — самые дорогие из того, что делается. Выгоднее всю жизнь снимать новогодние огоньки, поставить это на поток. Рассказывать истории — это сложнее, и все-таки пока нельзя сказать, что у нас существует индустрия кино. Индустрия телевидения существует, а в кино у нас очень много чего производится, но до зрителя доходит немного. А из того, что доходит, востребованным оказывается маленький процент. Я бы, конечно, хотел снимать кино и только это делать. Почему режиссеров стоит искать на телевидении? Все-таки опыт и количество сделанных ошибок, количество попыток пусть и неудачных важны. Потому что, если бы я снимал это кино, не имея TV-бэкграунда, я бы это делал с большими нервами, с ошибками.

Вопрос и продюсерам, и режиссеру. В этом фильме кроме Светлакова, который играет Светлакова, нет ни одного широко известного артиста. Вы хотели бы Андрей, взять более известных артистов?
Андрей Першин: Нет. Еще одной из задач было соблюсти ощущение документальности. Но там все — профессиональные актеры.
Я спорил с людьми: профессиональные или нет. И съемка — якобы любительская — прекрасный прием. Дорогие актеры нужны или не нужны?

Андрей Першин: Нужны хорошие актеры. Это задача номер один. Есть некий примат маркетинга в подходе к кино. Мне приходилось слышать в одной компании: «Да мы знаем, как делать. Нам нужны звезды Comedy Club и хорошее название. И все. Наша работа, —говорили эти люди, — заканчивается в тот момент, когда человек купил билет». Это я слышал от антрепренеров, которые катают комедии по стране. Сейчас есть такой подход к комедии, когда есть только постер красиво напечатанный, есть узнаваемые люди, но внутри нет никакого содержания. Мы искали хороших артистов. Это было наше главное условие. Единственное, мы на роль отчима отправляли сценарий разным хорошим, знаменитым артистам. Но так сложились звезды, кто хотел к нам, и кого мы хотели, мы по графикам не совпали. А кто-то и не захотел к нам. Поэтому у нас оказался один гость. Мне кажется, что это на качество сработало. Ты видишь неизвестные лица, и их игра ничем не закрыта, никакими прошлыми достижениями или провалами.

Вопрос всем троим. Есть голливудская фраза: вы стоите столько, сколько заработал ваш последний фильм. Мы еще не знаем точно, сколько заработал ваш последний, он первый фильм. Допустим, стоите ли вы столько, и что может быть после первого успеха?

Дмитрий Нелидов: У нас большие планы.
Вы будете также снимать фильмы с бюджетом в 1,5 млн долларов или сразу растут аппетиты? Как должна развиваться карьера? Есть ли модель, как должна развиваться продюсерская карьера после таких фильмов.

Дмитрий Нелидов: Дело в том, что точного рецепта успешного фильма не существует. Всегда это сочетание неких обстоятельств: продюсеров, прекрасного режиссера, актерской игры. И говорить о том, что мы и дальше продолжим победное шествие по российскому рынку, это неправда. Мы будем делать все, чтобы это получилось. Уровень рентабельности российских фильмов — это когда производственный бюджет не превышает 2 млн долларов. Все, что выше, сложно поднять на эти деньги.

Я читал у Андрея, что на самом деле у него есть сценарный замысел, но дорогостоящий —- с приключениями инопланетян в России. Успех «Горько» не должен помочь сделать это?

Дмитрий Нелидов: В настоящее время Андрей — один из самых успешных режиссеров. Он неожиданно ворвался в когорту успешных российских режиссеров. Дальше ему будет все проще. Под его имя будет гораздо проще найти деньги, и, глядишь, кто-то даст деньги и он снимет про инопланетян. Мы присоединимся, потому что нам тоже нравятся большие бюджеты.

Закончим с бюджетом. Самое главное, с чего мы начинали, и Андрей постоянно об этом говорит, в этом фильме есть месседж полюбить себя такими, какие мы есть, увидеть наших родителей глазами детей и наоборот. Там в конце очень важные строчки «Посвящается родителям». Это было с самого начала, что этот титр будет заканчивать фильм? Что лично вы вкладываете в это?

Андрей Першин: Я про титр расскажу. Это мистическая история. В такие моменты я остаюсь абсолютно железобетонно серьезным, потому что произошла мистика. Дело в том, что у меня у самого с родителями не очень прекрасные отношения. Мои родители расстались, когда мне было 9 лет, и я жил с папой. И у меня была мысль посвятить фильм своему папе. А продюсеры говорят, что ну как папе, давай родителям посвятим. Я говорю, это будет не совсем правда. В моей истории такой титр не очень возможен. И как только я так сказал, в эту ночь мне приснился дед по материнской линии, которого я видел в последний раз в 6 лет. Он забирал меня из детского сада. И я проснулся в ужасе, потому что я понял, что он пришел напомнить мне о себе, о родителях. Я написал тут же смс продюсерам: «Приснился дед, ставим титр «Посвящается нашим родителям». Это для меня очень личное кино.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию