16+
Суббота, 25 мая 2024
  • BRENT $ 82.09 / ₽ 7363
  • RTS1195.58
11 октября 2013, 15:07 ОбществоТехнологии

Алексашенко о государственном поисковике: «игрушка» для чиновников

Лента новостей

Директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко в коммерческие перспективы «Спутника» не верит и угрозы для «Яндекса» не видит

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

В следующем году в России может появиться государственный интернет-поисковик «Спутник», потенциальный конкурент «Яндекса» и Google. Эксперты обсуждают возможные цели и перспективы проекта.

Директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко в интервью Business FM объяснил идею создания государственного поисковика тем, что в околовластных структурах есть люди, которые научились извлекать приличную выгоду, играя с термином «госбезопасность».

— Зачем нам еще один поисковик? Эксперты сильно сомневаются в коммерческом успехе «Спутника».

— Я с ними солидарен. Шансов на коммерческий успех у проекта, который запускает госкомпания, крайне мало. У нас в России нет ни одной госкомпании, которая являлась бы успешной в своем поле деятельности, конкурировала бы с частными компаниями. Есть группа людей, в данном случае в компании «Ростелеком», которая очень хорошо научилась эксплуатировать фобии нашего политического руководства, связанные с таким модным словом, как безопасность. Компьютерная безопасность, цифровая или пропаганда. Не секрет, что поисковые системы могут выполнять функции пропаганды или продвижения той информации, которую владелец этой поисковой системы посчитает нужным продвигать. Конечно, не ставят своей задачей иметь коммерческую эффективность. Хотя, с другой стороны, нужно четко понимать, что это поисковые системы, какие-то математические алгоритмы, а российская школа профессионалов остается сильной.

— На честном конкурентном рынке, если посмотреть трезво на эту историю, против Google и «Яндекса» у нового игрока маловато шансов, поэтому придется делать серьезные вложения. 20 млн долларов достаточно, или потребуется еще? Много это или мало?

— 20 млн долларов для меня — точно много. Чтобы запустить коммерческий проект, успешный в мире, этого мало. Но я хочу напомнить, что, когда появился Google, существовали и другие поисковики Yahoo!, AltaVista. И они занимали доминирующие позиции на рынке. Но Google смог выиграть в конкурентной борьбе. На это понадобилось время и гораздо, на порядки больше денег, чем 20 млн долларов. 20 млн долларов — это такая игрушка, которую можно поставить во все бюджетные учреждения, всем госчиновникам и потом ежегодно собирать роялти за пользование этой системой, которая будет просто висеть на компьютере, и никто ее не будет использовать. Зато денежный поток будет обеспечен на всю оставшуюся жизнь.

— Насколько эффективна может быть господдержка при существующем раскладе сил на этом рынке? И что же это все-таки — идеология или чьи-то бизнес-интересы?

— Я бы не называл это даже бизнес-интересами. Такие корыстные интересы в первую очередь проглядывают. Пока проект не запущен, пока нельзя посмотреть, что он дает и чем он отличается от других поисковых систем. По-другому оценивать тяжело. Сумма в 20 млн явно недостаточна на продвижение этого проекта. Может, разработка поискового алгоритма возможна, но чтобы конкурировать с Google, с «Яндексом», нужны деньги гораздо большие. И я сомневаюсь, что у «Ростелекома» они существуют.

— Было бы, на ваш взгляд, справедливым выкупить «Яндекс», если уж на то пошло, как это сделали с сетью «ВКонтакте»?

— Выкупить кому, государству? Если государство хочет загубить «Яндекс» как независимую поисковую систему, как успешный российский бизнес-проект, то государство может это сделать. Я очень скептически отношусь к государству как к собственнику коммерческого бизнеса и считаю, что у нас ни в одной госкомпании бизнес не ведется успешно.

— Государство заинтересовано в этом, может, оно хочет выкупить «Яндекс»?

— Нет одного человека, который говорит "государство — это я". Это круг людей, и у каждого есть свои интересы. Хотя мы догадываемся, что есть человек, который может принять любое решение. Есть люди, которые хотят продать «Яндекс» за очень большие деньги. Если есть желание продать, то всегда появляются некие посредники, которые готовы в этом поучаствовать. Для государства это будет очень дорогая игрушка, и не очень хорошо понимаю, для чего это нужно. Из того, что написано про «Спутник», это такая официальная система для внутренних нужд, для госчиновников, которым нужна официальная информация. «Яндекс» — более широкая платформа, чем просто поисковик. Я не понимаю, с какой целью нужно было бы государству покупать «Яндекс».

— Каким вы видите развитие?

— Года 2 -2,5 назад был продемонстрирован российский айфон. Был триумвират — Евтушенко, Чубайс и Чемезов. Они с гордостью показывали игрушку. На этом все и закончилось. Судьба «Спутника» будет примерно такой же. Ее с помпой запустят, премьер нажмет кнопку, найдет ответ на заранее поставленный вопрос, который выскочит в первой строчке. И после этого кто-то будет получать деньги.

— Информагентства сообщили, что сейчас идет набор специалистов, и уже приглашают из «Яндекса» и из Google.

— Никто из тех людей, кто у Google работает в России, не занимается разработкой программных продуктов. Если они приглашают из Москвы, то явно не тех. Если из Америки, я сильно сомневаюсь, что есть большое количество желающих поменять Калифорнию на Москву.

— Насколько реально решать идеологические вопросы с помощью этого сервиса?

— Вообще решать идеологические задачи с помощью интернет-сервисов возможно. Но это технологии XXI века. А если идеологические задачи ставятся в парадигмах XX или XIX века, то произойдет несовмещение задач и инструментов. Те идеологические задачи, которые ставят российские власти, с помощью интернет-сервисов решать будет крайне тяжело.

Читайте также: Зачем России государственный поисковик

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию