Водители становятся помехой для автомобилей
Лента новостей
Современные автомобили уже многое умеют делать без помощи водителя. И с каждым новым поколением машины становятся все умнее и умнее. Скоро водитель вообще может оказаться лишним за рулем или ему оставят роль лишь наблюдателя
![Фото предоставлено пресс-службой Volvo](https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2013/10/10/zaxod1.jpg)
В принципе машины, способные двигаться полностью в автоматическом режиме, уже существуют. Правда, пока в единичных экземплярах, и, разумеется, о серийном производстве пока речи не идет.
Например, компания BMW за последние пять лет представила несколько прототипов машин, способных двигаться без участия водителя, в частности, на базе 5-й серии.
«Автопилот» пользуется информацией с видеокамер, установленных в машине, систем контроля за непроизвольным пересечением сплошной линии дорожной разметки, лазерного радара, датчиков системы адаптивного круиз-контроля, GPS-приемника и датчиков, определяющих наличие позади или сбоку других машин. Благодаря этому автомобиль подстраивается под конкретную дорожную ситуацию, может при необходимости менять полосу движения на скорости до 130 км/ч и «встраиваться» в поток едущих автомобилей.
Впрочем, есть и ограничения. Такие машины могут двигаться исключительно по автомагистралям, с четкой разметкой, с относительно стабильным ритмом движения. Что касается города, то в данном случае проблема состоит в точности навигационных показаний. На магистрали данных хватает, а в городе погрешность может достигать 10-15 метров, что для «автопилота» неприемлемо.
![](https://cdn.bfm.ru/page/default/2013/10/11/navigator.jpg)
Разработчики навигационных систем работают над этой проблемой и ожидают ее решения уже в ближайшие три года.
«Развитие навигационных систем происходит сейчас в двух направлениях. С одной стороны, вводятся в строй спутники системы GPS IIF, обеспечивающей точность определения координат в 0,5-1 метра. С другой стороны, активно развиваются системы навигации в городских условиях, использующие для уточнения местоположения существующие источники сигналов GSM и Wi-Fi, а также специализированные навигационные маркеры. Точность таких систем разработчики обещают установить на уровне 2-5 см. Таким образом, можно предположить, что качественный скачок в точности определения координат произойдет в течение ближайших трех лет», — поясняет BFM.ru Станислав Емельянов, заместитель генерального директора компании Omnicomm, производителя систем мониторинга на базе спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS.
Впрочем и после создания точных навигационных систем о серийных машинах-роботах говорить в ближайшие лет 10 еще будет рано. Но с каждым новым поколением машины будут становиться все независимее от водителя. А значит, безопаснее.
Ближайшие перспективы
Одним из главных новаторов в разработке систем безопасности для автомобилей является компания Volvo. По совокупности внедренных систем в серийные модели Volvo занимает первое место среди всех автопроизводителей.
Очередная порция систем безопасности будет представлена на новом внедорожнике XC90, который появится уже в конце будущего года. Главное нововведение — это фактически полностью автоматический режим движения на магистрали. Правда, основан он на адаптивном круиз-контроле, это значит, что машина должна иметь «ведущего». Система следит за впередиидущим автомобилем, поддерживает расстояние за ним, может полностью остановиться и начать движение и, что самое, важное —самостоятельно поворачивать руль (ранее такой опции никто не предлагал). Но перестраиваться автомобиль сам не может, так что настоящим «автопилотом» данную систему назвать нельзя.
![](https://cdn.bfm.ru/page/default/2013/10/10/volvo_v_tyekst3_1.jpg)
Кроме того, Volvo научила свои автомобили определять край дороги. Причем не по линии разметке, а именно по обочине или по ограждению (например, по бетонным блокам). В случае, если водитель уснул или просто отвлекся и машина начинает движение на препятствие или обочину, электронное рулевое управление само вернет автомобиль на заданную траекторию.
![](https://cdn.bfm.ru/page/default/2013/10/10/volvo_v_tyekst2.jpg)
Еще одним нововведением является система распознавания пешеходов и даже животных на дороге в ночное время суток. В случае, если человек выбежал на дорогу, Volvo сможет либо полностью остановиться перед ним, либо максимально снизить скорость (все зависит от скоростного режима), тем самым минимизировав последствия.
![](https://cdn.bfm.ru/page/default/2013/10/10/volvo_v_tyekst1.jpg)
Общение и слежка
Важным аспектом автомобилей будущего является, как это не удивительно, тотальный контроль за всеми участниками движения. Уже сейчас автомобили многих премиальных брендов могут «общаться» друг с другом. Системы передают информацию между машинами о дорожной инфраструктуре, знаках, светофорах, режиме движения. Тем самым предупреждая, пока только водителя, о необходимых вскоре действиях.
Однако учитывая ограниченное применение подобных систем, их функционал также ограничен. Более того, информация может быть не точной. Ну, скажем, как сейчас с данными о пробках. Система считывает показания какого-то автомобиля на конкретном участке. Он может просто двигаться медленно, а электроника подумает, что там пробка и дезинформирует других участников движения.
Соответственно, необходимо, чтобы все машины умели общаться между собой.
Собственно, поэтому постоянно и поднимается вопрос об обязательной установке систем навигации на все выпускаемые автомобили, даже в России. Впрочем, установка подобных устройств на все машины упростит и контроль за соблюдением водителями ПДД. Хотя ведь это тоже залог безопасного движения.
![](https://cdn.bfm.ru/page/default/2013/10/11/potok.jpg)
«Уже сейчас существуют решения, следящие за соблюдением водителями грузового транспорта скоростного режима, а также оценивающие «резкость» разгонов-торможений. По результатам предоставляемых ими данных руководство компаний-перевозчиков стимулирует водителей к соблюдению правил и менее агрессивной езде», — говорит Станислав Емельянов, заместитель генерального директора компании Omnicomm.
Рекомендуем:
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)
Рекомендуем:
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)