16+
Вторник, 28 мая 2024
  • BRENT $ 83.14 / ₽ 7374
  • RTS1173.92
14 октября 2013, 11:30 Авто
Спецпроект: Помехи за рулем

Кто создает помехи начинающим водителям

Лента новостей

Повторная сдача экзамена на знание ПДД для водителей, лишенных прав, скажется на безопасности на дорогах, считает руководитель «Гильдии Автошкол». В обучении целесообразно отрабатывать сезонность, а также вводить практику на магистралях

Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress

Водители, лишенные прав, сейчас обязаны пересдать устный экзамен по знанию ПДД. Насколько такая мера эффективна и что необходимо в целом менять в подготовке водителей, BFM.ru рассказал Сергей Лобарев, председатель НП «Гильдия Автошкол».


Сергей Лобарев. Фото предоставлено пресс-службой
Не считаете ли вы, что обязанность пересдавать устный экзамен по ПДД — это лишь дополнительное наказание для водителей, лишенных прав, а не реально действенная мера, способная повлиять на безопасность дорожного движения?
Сергей Лобарев: Нет. Уверен, что данное нововведение скажется на безопасности на дорогах. Ведь пересдавая экзамен, водители смогут узнать об изменениях в ПДД. Сейчас зачастую они узнают об этом только из средств массовой информации, да и то иногда в несколько искажённом виде.

К тому же, водителю, определённое время не управлявшему транспортным средством, предоставляется возможность не только обновить знания ПДД, но и доказать, что он готов применять их на практике. Кроме того, восстановилась справедливость. Посудите сами. Сейчас кандидату в водители (ученику автошколы) после сдачи теоретического экзамена даётся 3 месяца, чтобы сдать практический экзамен, тогда как водителю, лишённому прав даже на больший срок, для получения обратно удостоверения ничего сдавать не надо было.

Зачастую во всех бедах на дорогах винят плохую подготовку водителей, то есть автошколы. И не согласиться, во всяком случае, частично, с этим нельзя. «Молодые» водители действительно многого не знают, многого не умеют, например, обучаясь летом, они представления не имеют, как будет вести себя машина зимой…

Сергей Лобарев: Обвинять только автошколы — дело привычное и тупиковое. Хочу напомнить, что свидетельство об окончании автошколы не является документом, разрешающим управлять автомобилем. Водительское удостоверение выдает ГИБДД, оно дает «путевку в жизнь» начинающему водителю.

При этом я не стану говорить, что с подготовкой водителей у нас все идеально. Больше того, я считаю, что систему надо кардинально менять. Например, у нас установлено определенное количество часов, необходимых для получения навыков управления автомобилем на уровне 50-ти (раньше было 30 часов практики — прим. ред). Но этот момент очень индивидуальный, многим мало и 50 часов. Кроме того, эффективным было бы предоставить возможность начинающим водителям учиться ездить на скоростных магистралях, чтобы они адаптировались к интенсивному потоку. Сейчас учебная езда на автомагистралях запрещена. А также следовало бы внедрить обязательное практическое вождение в тёмное время суток.

Кроме того, действительно крайне важен и вопрос сезонности обучения. В ряде стран Европы водителя, готовившегося летом, не допускают к зимнему вождению, если он не прошёл дополнительное обучение. В программу российских автошкол контраварийная подготовка не включена. Я считаю, что данные вопросы должны входить в программу второго уровня обучения, то есть «послеавтошкольного», и они должны быть обязательными для начинающих водителей.

А вы согласны с утверждением, что самый опасный водитель — это не тот, кто только что закончил автошколу, а водитель со стажем 1-3 года?
Сергей Лобарев: Начинающий водитель действительно управляет автомобилем осторожно, так как понимает, что у него недостаточно навыков и опыта. А через некоторое время к нему приходит «мнимая» уверенность в том, что он уже обладает опытом. Происходит некоторое ослабление внимания. Причем это наступает, как правило, не через год-два, а в период от 3 до 5 лет.
Многие настаивают на необходимости усиления пропаганды ПДД среди школьников, чтобы к моменту обучения в автошколе ученики уже имели базовое представление о правилах и поведении на дороге. Как вы относитесь к таким инициативам?
Сергей Лобарев: Исключительно положительно. Обучение соблюдению требований ПДД должно быть с малых лет. Сейчас в нашей системе подобной подготовки нет. А зря. Нетерпимость к любым нарушениям ПДД — от мелких до грубейших — необходимо прививать с детства.

Впрочем, это так же важно, как и пропаганда безопасного вождения среди уже сформировавшихся водителей. Ведь дети зачастую копируют поведение на дороге своих родителей, а те далеко не всегда подают хороший пример. И тут уже просто изучением правил ситуацию не исправишь.

Необходимо ломать сложившиеся традиции хамства на дороге и прививать принципы ответственности и взаимоуважения. Здесь должны активно принимать участвовать и средства массовой информации, и общественные организации, и просто рядовые участники дорожного движения — своим примером. Я в частности, вхожу в совет «Движения за ответственное вождение», основанного страховой компанией Intouch. Его цель проста — сделать ответственность основным принципом поведения на дороге. Не большие штрафы, тотальный контроль, а ответственность и самоуважение. И активисты движения считают, что принципы нужно закладывать с детства, поэтому проводят уроки ответственного поведения на дорогах в школах, разговаривают с детьми, объясняют им, почему важно быть ответственными.

Во многих странах Европы полиция не имеет отношения к сдаче экзаменов по ПДД. Этим занимаются профессиональные аккредитованные организации. На ваш взгляд, нам о таком говорить еще рано?
Сергей Лобарев: На мой взгляд, об этом надо говорить. Всё-таки функции ГИБДД — регулирование дорожного движения. Кстати, в Москве уже был положительный опыт, когда в состав комиссии по приёму экзаменов входили представители профессиональных сообществ автошкол. И бывало, что их мнение расходились с мнением сотрудников ГИБДД.
Как вы относитесь к идее позволять сдавать на права, скажем, в 17 или 16 лет, но год или два ездить только с опытным водителем рядом и не ездить в ночные часы?
Сергей Лобарев: Идея неплохая. Подобный опыт, то есть езда после получения прав с опытным водителем, применяется в ряде зарубежных стран. Водитель со стажем может помочь в каких-то ситуациях советом, объяснить что-либо. К тому же в данном случае речь идет, чаще всего, об управлении машины в присутствии родителей. А они вряд ли станут учить своего ребенка нарушать ПДД, даже если сами это делают — поверьте.

Кроме того, я бы предложил к такой категории водителей (16-17 лет) применить и другие ограничения, к примеру, не возить пассажиров до определенного периода или даже ограничить возможную мощность двигателя автомобиля.

Автошкол в стране в целом и в Москве в частности множество. Как правило, ученики выбирают ту, что ближе к дому. На что бы вы посоветовали обращать внимание при выборе автошколы?
Сергей Лобарев: Прежде чем приступать к выбору, следует подробно изучить интернет-сайты автошкол, понять насколько они активно обновляются, насколько открыта информация о школе. Это дает представление о профессионализме и размерах заведений. Необходимо уточнить, разумеется, о наличии лицензии. И, конечно же, не лениться и съездить в несколько автошкол, лично посмотреть аудитории, автомобильный парк и уже принимать решение.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию