16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
3 июня 2013, 14:21 ОбществоПроисшествия

Имя заказчика убийства Политковской может прозвучать на суде

Лента новостей

В Мосгорсуде сегодня прошло предварительное слушание по делу об убийстве в 2006 году обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Перед судом предстали пятеро — предполагаемые организаторы и непосредственные исполнители. Их адвокаты ходатайствовали о возвращении дела прокурору. Решение будет озвучено завтра

Протестующий держит портрет убитой журналистки Анны Политковской. Фото: Reuters
Протестующий держит портрет убитой журналистки Анны Политковской. Фото: Reuters

В декабре прошлого года один из фигурантов дела об убийстве Анны Политковской уже был осужден: подполковник милиции в отставке Дмитрий Павлюченков получил 11 лет лишения свободы. Он полностью признал вину, и его дело суд рассмотрел в особом порядке, не исследуя доказательств.

Читайте также: Сын Политковской: «Справедливость случилась, но не в полном объеме»

Несмотря на то, что Павлюченков дал показания на других фигурантов, те уверяют, что их оговорили.

Версия следствия

На скамье подсудимых пятеро: чеченский «авторитет» Лом-Али Гайтукаев, бывший сотрудник столичного УБОП Сергей Хаджикурбанов, а также братья Джабраил, Ибрагим и Рустам Махмудовы. Последний, по версии следствия, и застрелил журналистку 7 октября 2006 года в подъезде дома на Лесной улице в Москве, где она снимала квартиру.

Следователи выяснили, что заказ на убийство Политковской принял от неустановленного лица Лом-Али Гайтукаев, который получил 150 тысяч долларов. Он-то и привлек к совершению преступления своих племянников — братьев Махмудовых. Когда Гайтукаев сел на 15 лет в тюрьму за подготовку заказного убийства бизнесмена Геннадия Корбана (его спас бронированный автомобиль), он перепоручил организацию убийства Сергею Хаджикурбанову.

Тот связался с Дмитрием Павлюченковым, который силами своих подчиненных — сотрудников оперативно-поискового управления ГУВД Москвы — организовал слежку за журналисткой и снабдил Рустама Махмудова орудием преступления — газовым пистолетом «Иж», переделанным под стрельбу боевыми патронами.

Убийцу увез с места преступления на стареньких «Жигулях» его брат Джабраил. Третий из братьев — Ибрагим Махмудов — по телефону координировал действия соучастников. Так, он дал знать Джабраилу, когда машина Политковской подъехала к дому, и позвонил, когда убийца покинул подъезд.

В феврале 2009 года присяжные в Московском окружном военном суде оправдали Джабраила и Ибрагима Махмудовых, а также экс-майора Сергея Хаджикурбанова и подполковника ФСБ Павла Рягузова (последний проходил по другому эпизоду, не связанному с убийством). В то время предполагаемый киллер находился в розыске, а его дело было выделено в отдельное производство. Позже приговор отменили, а дело направили на доследование.

В ходе повторного расследования в деле появились новые фигуранты — Лом-Али Гайтукаев и Дмитрий Павлюченков.

Чеченский «авторитет», Сергей Хаджикурбанов и Рустам Махмудов находятся под стражей, а Джабраил и Ибрагим Махмудовы ⎯ под подпиской о невыезде.

«Урезанное дело»

Впрочем, адвокаты обвиняемых остались недовольны результатами доследования. В ходе предварительного солушания по делу, которое прошло сегодня в Мосгорсуде, они заявили ходатайства возвращении дела прокурору. Поскольку заседание по закону проходило в закрытом режиме, услышать их выступление публике не удалось. «На мой взгляд, первейшее и главное основание для этого то, что следователи полностью перешили дело и изъяли из него целый ряд доказательств невиновности подсудимых», — рассказал BFM.ru адвокат Джабраила Махмудова Мурад Мусаев.

По его словам, это показания экспертов, свидетелей, а также документы, касающиеся личности фигурантов. Среди них, в частности, карточка из военкомата, в которой указаны биометрические данные Рустама Махмудова.

Дело том, что еще в ходе первого процесса, защита утверждала, что низкорослый и крепкий Рустам Махмудов совсем не похож на киллера — высокого и худощавого мужчину, которого зафиксировала видеокамера, установленная над входом в подъезд, где проживала погибшая. Мусаев добавил, что из материалов дела исчезли также показания эксперта, который заявил, что на пистолете, из которого стреляли в Политковскую, была найдена женская ДНК. «Дело было не только перешито и перенумеровано, оно было урезано по сравнению с тем, что мы имели в 2009 году», — подчеркнул Мусаев.

По его словам, подсудимые также подтвердили свое свое желание слушать дело с участием присяжных. Такое ходатайство по окончании следствия заявили все пятеро фигурантов.

В свою очередь гособвинители (в делу участвуют два прокурора) просили продлить арестованным срок содержания под стражей на три месяца.

Постановление по итогам предварительного слушания суд планирует огласить завтра.

Защитник одного из главных фигурантов — Сергея Хаджикурбанова — Алексей Михальчик дал интервью BFM.ru.

— Дело об убийстве Анны Политковской будет рассмотрено судом во второй раз. Каковы ваши ожидания?

— Не могу отрицать, что следователями проделан большой объем работы. Основным успехом следствия я считаю тот факт, что был разоблачен и привлечен к ответственности один из самых главных, на мой взгляд, дирижеров этого преступления — Дмитрий Павлюченков. В его виновности я и раньше был уверен, но сейчас есть стопроцентные доказательства его виновности. Правда, свои лавры в этом случае Следственный комитет должен разделить с журналистами, без которых это разоблачение не состоялось бы. Главной же стратегической ошибкой следствия, на мой взгляд, стало навязчивое желание видеть среди обвиняемых моего подзащитного Сергея Хаджикурбанова, против которого нет ни одного объективного доказательства.

— В ходе сегодняшнего заседания ваши коллеги намерены поднять вопрос о возвращении дела прокурору. Собираетесь ли вы заявлять подобное ходатайство?

— Да, дело в том, что моему подзащитному предъявлено обвинение в незаконном обороте оружия, хотя никто и никогда не говорил, что Сергей каким- либо образом связан с пистолетом- орудием убийства. В 2011 году это признало и следствие, прекратив дело в этой части. Закон не допускает возможности привлечения к ответственности по делу, которое было прекращено. Никто этого постановления не отменял, и обвинение в таком виде присяжным быть предъявлено не может. Для меня судьба заявленного мною ходатайства будет служить лакмусовой бумажкой настроя суда на объективное рассмотрение дела.

— Есть ли, на ваш взгляд, вероятность оправдательного приговора?

— Для моего подзащитного все сведется к своеобразной дуэли между ним и Дмитрием Павлюченковым. В зависимости от того, кто из них окажется более убедителен, присяжные и вынесут свой вердикт. Я лично считаю, что Павлюченков не заслуживает доверия. Что касается моей надежды на оправдательный вердикт, то она основана на позиции Сергея, который с момента его задержания в 2007 году заявлял, что он не причастен к этому преступлению.

— Вы ждете от процесса каких-то неожиданностей?

— Думаю, что как минимум мы можем увидеть, что картина преступления была совсем не такой, какое ее представляет следствие и, следовательно, мы все сможем лучше понять, кому было выгодно это убийство и кто мог сделать заказ. Не исключаю, что мы можем услышать и имя заказчика, я уверен, что одному из участников процесса он точно знаком. Я считаю этим человеком основного свидетеля обвинения — все того же Дмитрия Павлюченкова.

— На следствии Павлюченков говорил: он слышал, что убийство Политковской якобы заказали получившие политическое убежище за рубежом Ахмед Закаев и бизнесмен Борис Березовский. Он сказал, что летом 2006 года Политковская была в Англии, и у нее будто бы произошел с ними конфликт.

— Да, это так. Павлюченков сказал, что слышал это от Гатукаева. Он называл в разное время разные суммы, которые якобы заплатили за ее убийство — то 150 тысяч долларов, то 500 тысяч долларов, то 2 млн долларов. Как ему было удобно, так он и говорил.

Причастность пятерых

Впрочем, несмотря на заявления о недоказанности вины фигурантов, потерпевшие, а также коллеги Анны Политковской склонны полагать, что те, кто предстанут перед судом, окажутся там не напрасно.

«Я заявлял это раньше и скажу сейчас, что все, кто находится на скамье подсудимых, в том числе Рустам Махмудов, причастны к этому преступлению, — заявил BFM.ru сын погибшей журналистки Илья Политковский. — Вину же их докажет суд. Посмотрим, как присяжные оценят доказательства, которое собрало следствие и потерпевшие».

По его словам, если народные судьи сочтут вину подсудимых доказанной, потерпевшие намерены требовать для них максимальных сроков.

Никаких исков к подсудимым ни он, ни его сестра Вера (она также как и ее брат признана по делу потерпевшей) не предъявляли.

Заместитель главного редактора «Новой газеты» Сергей Соколов также уверен, что «все, которые окажутся на скамье подсудимых, причастны к убийству». «Другое дело, что и редакции «Новой газеты», и потерпевшим хотелось бы выяснить роль каждого в этом преступлении. На суде должно проясниться кто, что и как делал», — сказал журналист.

Бывший сотрудник правоохранительных органов Сергей Хаджикурбанов, обвиняемый в убийстве журналистки Анны Политковской в Московском городском суде. Фото: РИА Новости

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию