16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.45 / ₽ 8252
  • RTS1163.50
8 мая 2013, 19:44 КомпанииФинансыОбществоПолитика

Правительство может увеличить дивиденды госкомпаний

Лента новостей

Кабинет министров, по данным Bloomberg, рассматривает возможность повышения доли прибыли, направляемой госкомпаниями на дивиденды, с нынешних 25%, до 35%. Цель этого шага — найти новые источники дохода для бюджета

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

В отсутствие принципиально новых источников дохода для бюджета, российское правительство, похоже, идет на «второй круг». По данным Bloomberg, кабинет министров может обязать государственные компании повысить дивиденды до 35% от чистой прибыли по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Источники агентства уточняют, что этот вопрос будет рассмотрен на следующей неделе в ходе встречи президента Владимира Путина и профильных чиновников.

В ответ акции крупнейших госкомпаний — «Газпрома» и «Роснефти» подорожали на 1% и 1,5% соответственно. Индекс ММВБ закрыл торги ростом лишь на 0,2%.

Сейчас минимальная планка дивидендных выплат для госкомпаний составляет 25% прибыли без учета доходов, полученных от переоценки финансовых вложений. Такой уровень был определен в ноябре прошлого года. Главная цель «стандартизации дивидендных политик» — повышение доходов бюджета. При этом вице-премьер Аркадий Дворкович отмечал, что из этого правила могут быть исключения — например, при осуществлении крупных инвестиционных проектов дивиденды компаний могут снижаться по решению правительства вплоть до нуля.

Правительство также не уточняло, по каким бухгалтерским стандартам — российским или международным — должна быть рассчитана прибыль. Между тем, как поясняли тогда агентству «Прайм» в Минэкономразвития, если госкомпания использует только бухгалтерскую отчетность по РСБУ, то и дивиденды будут рассчитываться по этой отчетности. Однако если компания уже ввела правила МСФО, то и рассчитывать дивиденды она будет по этим правилам.

Впрочем, как показывает практика, из этого правила есть исключения. Например, «Газпром»: крупнейшая компания страны, несмотря на наличие отчетности по МСФО, продолжает платить дивиденды исходя из данных по РСБУ. Для сравнения, если прибыль газового гиганта по РСБУ в 2012 году составила 556,3 млрд рублей, то по МСФО этот показатель — 1,18 трлн рублей. Окончательное решение по дивидендам совета директоров «Газпрома» примерно 21 мая. Менеджмент, как обычно, подготовил предложения, исходя из 25% от чистой прибыли по российским стандартам (РСБУ).

Сейчас на том, чтобы привязать дивиденды к чистой прибыли именно по международным, а не российским стандартам отчетности, настаивает Минфин, отмечают источники Bloomberg.

Источник Business FM в правительстве пояснил, что инициатива по увеличению доли прибыли, направляемой на дивиденды, вскользь упоминалась на недавнем совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, но развития пока не получила.

Правительство и сейчас заинтересовано в увеличение дивидендных выплат в первую очередь для укрепления бюджета, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Исходя из нынешнего бюджетного правила, большая часть «нефтяных доходов» идет в резервный фонд, а доходы «не нефтяные» — на оплату текущих расходов. «Не нефтяные» поступления растут медленно, и увеличение дивидендов позволило бы отчасти это компенсировать», — поясняет эксперт.

Что касается публичных компаний, увеличение дивидендов едва ли привело бы к к существенному роста спроса на их акции всех, считает стратег ИК «Уралсиб Кэпитал» Вячеслав Смольянинов. Уже сейчас дивидендная доходность российских бумаг достаточно высока. Например, если средняя доходность по акциям, входящим в базу индекса ММВБ, составляет 4,3%, то у компаний из индекса S&P500 — лишь 2%. Чуть выше, но все равно ниже чем у российских компаний, доходность у эмитентов с других развивающихся рынков. Соответствующий показатель по акциям, включенным в базу индекса MSCI Emergence markets — 2,7%.

«Дивидендные выплаты важный, но далеко не единственный критерий, на который ориентируются инвесторы. Куда более позитивным в долгсрочном плане было бы уменьшение государственного влияния на экономику в целом и отдельные компании в частности, и определение долгосрочных правил работы максимально широкого круга секторов, а особенно электроэнергетики и так называемых естественных монополий — они составляют весьма существенную часть рынка», — считает эксперт.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию