16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 89.10 / ₽ 8209
  • RTS1178.69
7 мая 2013, 17:07 ОбществоПравоПолитикаПерсоны
В фокусе: Запрос дня от Google

Убийцу Буданова приговорили к 15 годам без мотива

Лента новостей

Мосгорсуд сегодня вынес приговор по одному из самых громких уголовных дел последних лет об убийстве полковника Юрия Буданова. Уроженец Чечни Юсуп Темерханов отправится в колонию на 15 лет

Юсуп Темерханов, обвиняемый в убийстве бывшего полковника Юрия Буданова, в зале заседаний Мосгорсуда. Фото: РИА Новости
Юсуп Темерханов, обвиняемый в убийстве бывшего полковника Юрия Буданова, в зале заседаний Мосгорсуда. Фото: РИА Новости

Защита уже подала краткую жалобу в Верховный суд. Адвокаты утверждают, что основания для отмены при говора имеются. По их данным, по крайней мере, один из присяжных, выносивших обвинительный вердикт, находился в федеральном розыске по обвинению в незаконном обороте наркотиков.

Приехавшие на оглашение приговора защитники подсудимого рассчитывали на более мягкое наказание, нежели просила в прениях сторон прокурор Мария Семененко. 30 апреля она потребовала для Темерханова 16 лет в колонии строгого режима.

Однако судья Андрей Коротков дал Темерханову всего на год меньше — 15 лет лишения свободы с ограничением свободы на срок 1,5 года. Это значит, что после того, как осужденный отбудет основное наказание он еще в течение полутора лет не может покидать квартиру с десяти часов вечера до шести часов утра, не может выезжать за пределы Москвы или сменить место жительства без разрешения сотрудников уголовно-исполнительной инспекции и должен будет отмечаться там дважды в месяц.

Скандальный процесс

Разбирательство по резонансному делу началось 3 декабря прошлого года и сопровождалось скандалами. По ходатайству подсудимого дело слушалось с участием присяжных. Темерханов отрицал вину. Спустя два месяца — в феврале этого года коллегия была распущена, так как к этому времени не осталось запасных членов жюри, а состав основной коллегии сократился до 11 заседателей, недостаточных для принятия решения. Это произошло уже в финальной части процесса, когда до вынесения вердикта оставались считанные дни.

Читайте также: Обвиняемый в убийстве Буданова остался без присяжных

Незадолго до этого прокуратура обвинила адвокатов в подкупе и угрозе свидетелям, двое из которых в суде не опознали в Темерханове стрелявшего. В отношении одной из защитниц — Дарьи Трениной даже возбудили уголовное дело по статье «подкуп свидетеля» (ст. 309 УК). Защита расценила действия обвинения как попытку «выбить» адвокатов из процесса и развалить коллегию, которая, по их мнению, склонялась к вынесению решения в пользу подсудимого.

18 февраля процесс начался заново с новым составом присяжных. Гособвинителям Марии Семененко и Антону Боярышеву удалось убедить присяжных в том, что именно Темерханов днем 10 июня 2011 года расстрелял Буданова на выходе из нотариальной конторы на Комсомольском проспекте. В цель попали восемь пуль. Таким образом Темерханов хотел отомстить Буданову за смерть своего отца, которого убили в 2000 году неизвестные российские военнослужащие.

Читайте также: Убийство Буданова списывают на месть за отца

Выбор жертвы был не случайным — бывший командир 160-го танкового полка, полковник Юрий Буданов отсидел в общей сложности 8,5 года за убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой и его знала вся страна.

Убийцу Буданова подвела машина

Гособвинение доказало, что для убийства Буданова Темерханов приобрел угнанный автомобиль Mitsubishi Lancer у перекупщика Джамала Парагульгова, с которым тот неоднократно созванивался. Прокуратура представила детализацию телефонных соединений.

То, что машиной, брошенной после убийства и подожженной, пользовался Темерханов, подтверждали и оставленные в ней биологические следы и вещдоки. Поскольку автомобиль не сгорел, сыщики нашли в нем следы пота на хозяйственных перчатках и отпечаток ладони на страницах сканворда. Согласно заключению генетический экспертизы, они принадлежали Темерханову.

В найденном в салоне пакете сохранились два чека из магазинов «Азбука вкуса» и «Спортмастер». В первом киллер покупал незадолго до убийства йогурты, а во втором — куртку, в которой отправился на дело. По записям установленных в магазинах видеокамер следователи смогли опознать Темерханова.

Сомнения защиты

Впрочем, все эти доказательства защита ставила под сомнение. Адвокаты утверждали, что во-первых, худой и высокий Темерханов сильно отличался от убийцы, у которого, по показателям свидетелей было спортивное телосложение (обвинение объясняло это тем, что после ареста тот похудел на 25 кг). Кроме того, сразу же после убийства двое очевидцев сказали, что у стрелявшего были светлые волосы. Защитники с недоверием отнеслись к тому, что кассиры магазинов, перед которыми проходят сотни покупателей, смогли вспомнить через полтора месяца Темерханова и все, что он купил.

Версию о том, что спустя 10 лет после гибели отца их клиент решился на убийство лично незнакомого ему человека, адвокаты подвергли критике.

Тот факт, что на момент задержания Юсуп Темерханов жил по паспорту на имя Магомеда Сулейманова, адвокаты объяснили так. Согласно озвученной им версии, в Чечне у их подзащитного произошел конфликт с одним из очень влиятельных людей, и Темерханов, воспользовавшись связями, предпочел сменить имя.

Найденные на вещдоках следы генетического материала защитники также подвергли критике. Адвокаты утверждали, что первая проведенная по делу экспертиза не нашла никаких генетических материалов на тех же хозяйственных перчатках, а спустя полтора месяца вторая экспертиза — обнаружила их. «Темерханова почти неделю держали в плену до официального задержания, пытаясь получить от него показания. За это время у него могли получить любые образцы», — высказали защитники свое мнение.

Сам Темерханов заявил, что будь он виновен, то непременно скрылся бы, а не остался в Москве. «Я считаю, что именно виновный так и сделал бы. Но следователи в какой-то момент перестали искать убийцу, а стали искать чеченца, подходящего на эту роль», — сказал он.

Вердикт был вынесен спринтерскими темпами: прения сторон, последнее слово подсудимого, составление опросного листа и напутственное слово перед присяжными — все это судья Андрей Коротков успел провести в один день. И 30 апреля, в начале первого часа ночи присяжные девятью голосами против трех признали Юсупа Темерханова виновным в убийстве, а также в незаконном хранении и ношении оружия — газового пистолета ИЖ-79, переделанного под стрельбу боевыми патронами (часть 1-я статьи 222 УК).

Впрочем, с формулировкой о том, что преступление было совершено по мотиву ненависти к социальной группе — военнослужащим федеральных сил (пункт «л» части 2-й статьи 105 УК), присяжные не согласились.

Поэтому оглашая сегодня приговор, судья квалифицировал действия Темерханова по части 1-й статьи 105 УК, как «убийство, совершенное на почве личных неприязненных отношений»

«Есть труп, есть убийца, но нет мотива»

Адвокаты заявили, что не согласны с приговором суда и сразу же после его оглашения через канцелярию Мосгорсуда подали краткую жалобу в Верховный суд России.

«У нас получилась парадоксальная ситуация — есть труп, есть убийца, но нет мотива», — сказал BFM.ru адвокат подсудимого Валентин Варкетин.

Он заявил, что в ходе процесса было допущено большое количество процессуальных нарушений, которые могут стать основанием для отмены приговора. Одно из них назвал его коллега Мурад Мусаев. Он заявил, что «по крайней мере один из членов коллегии» присяжных, выносившей вердикт, находился в федеральном розыске по обвинению в незаконном обороте наркотиков.

По мнению Мусаева, на свидетелей и присяжных оказывалось давление, а приговор суда «является порочным и подлежит отмене».

Адвокат назвал назначенное его клиенту наказание чрезмерно жестким. Он отметил, что 15 лет — это самое суровое наказание за убийство, тогда как за аналогичное преступление сам Буданов в свое время получил гораздо меньше.

В свою очередь прокуратура и потерпевшие остались довольны исходом дела. Гособвинитель Мария Семененко заверила, что «никакого давления на присяжных и участников процесса не было». А на вопрос о том, как она относится к тому, что присяжные отвергли выдвинутый обвинением мотив сказала: «Мы уважаем их решение».

Присутствовавший в суде сын погибшего Валерий Буданов был уверен, что «приговор полностью справедлив» и вспомнил про Божий суд. «Там уже не будет адвокатов и каждому предстоит отвечать по всей строгости за свои поступки», — сказал потерпевший. Никаких материальных исков он к подсудимому не заявлял.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию