16+
Суббота, 21 сентября 2024
  • BRENT $ 74.72 / ₽ 6927
  • RTS946.70
4 июля 2012, 19:05 Право

Участницы Pussy Riot объявили голодовку

Лента новостей

Участницы панк-группы Pussy Riot, обвиняемые в хулиганстве в храме Христа Спасителя, сегодня объявили голодовку. Это было сделано в ответ на решение Таганского суда Москвы, который ограничил им время ознакомления с материалами дела до 9 июля

Участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова на заседании Таганского суда Москвы. Фото: РИА Новости
Участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова на заседании Таганского суда Москвы. Фото: РИА Новости

Таганский суд Москвы сегодня, 4 июля, ограничил до 9 июля срок ознакомления с материалами дела троим участницам панк-группы Pussy Riot, обвиняемым в хулиганстве в храме Христа Спасителя. Суд согласился с доводами следствия о том, что Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич умышленно затягивают ознакомление с материалами дела. В ответ на такое решение суда все три обвиняемые объявили о начале голодовки.

Предварительное расследование по делу участниц Pussy Riot, которые 21 февраля устроили панк-молебен в храме Христа Спасителя, спев песню «Богородица, Путина прогони», было завершено 4 июня. После этого обвиняемые и шесть адвокатов начали ознакомление с материалами дела, которое насчитывает семь томов. Напомним, Толоконникова, Алехина и Самуцевич содержатся в СИЗО с марта, им вменяется часть 2 статьи 213УК, предусматривающая до 7 лет колонии.

Накануне МВД проинформировало, что обвиняемые и их защита затягивают процедуру ознакомления: «На сегодняшний день адвокаты не закончили ознакомление даже с одним томом, а обвиняемые ознакомились только с тремя томами», ⎯ говорилось в сообщении МВД.

В этой связи руководитель следственной бригады Михаил Харьков обратился в суд с ходатайством об ограничении Толоконниковой, Алехиной, Самуцевич и их защитникам срока ознакомления с материалами дела до 9 июля.

Шоу у здания суда

Назначенное на полдень заседание началось с опозданием почти на час — задерживались защитники. Уже с утра посетителей суда и журналистов встречали кордоны из приставов и полиции. Вокруг здания установили металлическое ограждение, во дворе расположились пять полицейских автобусов, что, впрочем, вдвое меньше, чем две недели назад, когда суд продлил обвиняемым срок содержания под стражей до 24 июля. На заседание можно было попасть только по предварительной аккредитации. Входящих тщательно досматривали. Кроме того, была запрещена парковка в районе суда в Марксистском переулке.

Пока шли судебные разбирательства (свое по каждой из обвиняемых) на улице не прекращались акции протеста, на которые собралось около полусотни сторонников и противников происходящего по делу Pussy Riot. Некоторые принесли с собой белые маски, наподобие тех, в которых выступали участницы панк-молебна. Другие прихватили свистки, кто-то принялся скандировать лозунги. Затем начались задержания. В милицейский автобус, в частности, отправились трое молодых людей, которые предложили себя в обмен на арестованных. Они устроили своеобразный самоарест: забрались в сконструированную ими же металлическую клетку и «приковали» ее велосипедным замком к светофору.

«Нормальная» скорость

Тем временем маленький зал суда оказался набит до отказала. Первой суд заслушал студентку пятого курса философского факультета МГУ Надежду Толоконникову. Она рассказала, что из семи томов уголовного дела успела прочесть только два. «То, что я увидела, поразило меня до глубины души», — заявила обвиняемая. По ее словам, некоторые показания свидетелей и потерпевших «абсолютно идентичны». «Это доказывает, что в наших действиях нет состава преступления, — считает Толоконникова. Она предположила, что следствию самому пришлось написать ответы за потерпевших и свидетелей. Кроме того, обвиняемая обратила внимание на наличие в деле «забавных ляпов», таких как: «вопрос следователя» — «ответ следователя». На заседании она сказала, что считает «нормальной» скорость, с которой читает дело. «Мне нужно знакомиться внимательно, так как от этого зависит моя судьба», — аргументировала свою точку зрения Толоконникова. Для изучения оставшихся пяти томов она просила предоставить ей полтора месяца.

Адвокаты обвиняемой обозначили конкретную дату — до 1 сентября. По их словам, именно этот срок первоначально оговаривался со следователем. Защитники уверяли, что ни они, ни их подзащитные не тянут время. «Моя подзащитная знакомится с делом ежедневно с перерывами на еду и сон. Затягиванием можно было бы считать отказ», — сказал адвокат Толоконниковой Марк Фейгин. Он отметил, что адвокаты уже успели откопировать четыре из семи томов уголовного дела, однако следствие отказало им в копировании фото- и видеоматериалов, отнесенных к числу вещественных доказательств. Между тем, эти материалы необходимы защите для того, чтобы провести альтернативную психолого-лингвистическую экспертизу. По мнению адвокатов, она позволит установить, что действия обвиняемых вовсе не преследовали цель разжечь религиозную рознь.

Виолетта Волкова, второй адвокат Толоконниковой, сообщила, что 2 июня защита уже направила жалобу на действия следователя Михаила Харькова в Генпрокуратуру, однако ответа пока не получила. Аналогичную жалобу защитница пыталась подать непосредственно на заседании суда, однако судья разъяснила, что Волкова может обратиться с жалобой в суд отдельно.

В ходе слушания адвокат сетовала на то, что обвиняемым мешают знакомиться с делом оперативники: «Они каждый день к ним ходят, мы не можем их выгнать. Фактически, уже месяц наши подзащитные не имеют возможности просто выйти погулять, размять руки и ноги», — пожаловалась она. Волкова также заметила, что «ударными темпами ознакомилась уже с тремя томами», хотя приступила к процедуре позже других — 14 июня.

«Мы удивлены такой спешке по делу, имеющему столь громкий размах. Чем 9 июля отличается от 1 сентября?» — недоумевал Марк Фейгин.

Пробыв в совещательной комнате около часа, судья Наталья Коновалова согласилась с доводами следствия. В своем постановлении она указала, что Марк Фейгин с начала июня официально изучил всего лишь 132 листа первого тома, что, по мнению суда, свидетельствует об «умышленном и целенаправленном затягивании ознакомления с материалами дела».

В основу своего постановления судья также положила рапорты оперативников. Они сообщали, что с 7 по 29 июня Надежда Толоконникова уделяла знакомству с материалами дела один-два часа в день, читая по 30–70 листов, а от дальнейшего чтения отказывалась, ссылаясь на указание своего адвоката.

Тройная голодовка

«Мне не хватит двух суток, чтобы изучить пять томов. Это никак невозможно», — отреагировала на решение судьи обвиняемая. «Вы можете подать жалобу в Мосгорсуд», — парировала Коновалова.

Тогда Толоконникова заявила, что в знак протеста объявляет голодовку.

Два других заседания — об ограничении сроков ознакомления учащейся четвертого курса Института журналистики и литературного творчества Марии Алехиной и выпускницы МЭИ Екатерины Самуцевич — прошли по похожим сценариям. В отношении и той, и другой обвиняемых судья вынесла аналогичные решения. Затем и Алехина, и Самуцевич сообщили о намерении голодать в знак протеста против нарушения их прав.

Покидая суд, защитники заявили о намерении оспорить вынесенные постановления в Мосгорсуде, однако особой надежды на их отмену они не испытывают. «Это политически ангажированное дело, следствие и суд», — заявила BFM.ru Виолетта Волкова. А адвокат Марии Алехиной Николай Полозов высказал мнение, что торопливость следствия может быть связана с действиями представителей общественности, которые высказались в поддержку обвиняемых.

Напомним, 27 июня деятели культуры РФ направили в Мосгорсуд и Верховный суд открытое письмо, в котором просили освободить из-под стражи участниц группы. Письмо подписали 103 человека, в том числе Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Борис Гребенщиков, Александр Расторгуев, Григорий Чхартишвили, Валерий Меладзе, Авдотья Смирнова, Эльдар Рязанов, Михаил Жванецкий и другие.

9 июля в Мосгорсуде должно состояться рассмотрение кассационных жалоб защиты на решение Таганского суда от 20 июня о продлении срока ареста Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич до 24 июля. В этот день, 24 июля, истекают и сроки следствия. Ожидается, что после того, как прокуратура утвердит обвинительное заключение, дело направят в суд. Защита прогнозирует, что это может произойти уже в начале августа.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию