«Закон Магнитского» может сорвать перезагрузку
Лента новостей
В США 19 июня рассмотрят «закон Магнитского» о визовых и экономических санкциях к высокопоставленным чиновникам России. Судьба закона может решиться в Мексике на саммите G20, во время встречи Владимира Путина и Барака Обамы. Обоим закон не нужен
В комитете по международным делам сената США 19 июня рассмотрят закон Магнитского. Его принятие обернется запретом на въезд в США для российских чиновников, которые могут быть причастны к смерти Сергея Магнитского, а также заморозкой их счетов.
Санкции касаются фигурантов так называемого «списка Кардина» (по имени сенатора Бенджамина Кардина, работавшего над его составлением). В их числе — высокопоставленные чиновники МВД, ФСБ, ФНС, Арбитражного суда, Генеральной прокуратуры и ФСИН. В этот список могут быть включены граждане РФ, нарушавшие права тех, кто пытался придать огласке незаконные действия чиновников.
Ранее «закон Магнитского» был единогласно одобрен всеми присутствующими на заседании членами комитета по международным делам палаты представителей Конгресса США. Законопроект также поддерживает Госдепартамент США.
Эта новость в Москве была встречена негативно. На состоявшемся сегодня брифинге заместитель главы МИДа Сергей Рябков заявил, что российская сторона восприняла происходящее «с большой тревогой и озабоченностью».
А накануне во время его встречи с послом США в России Майклом Макфолом был «рассмотрен ряд вопросов двустороннего характера», говорится в официальном сообщении российского МИДа.
Высокопоставленный чиновник российского МИДа напомнил, что США в деле Константина Ярошенко не выступали в роли поборника прав человека: россиянин был задержан в Либерии и перевезен в США, где приговорен к 20 годам тюрьмы за сговор с целью контрабанды в Штаты партии кокаина, он сам свою вину не признает.
Сергей Рябков назвал возможные санкции к России со стороны США подрывающими «основу международного права». «…Это касается и похищения граждан по решениям американских судов. Это то, что произошло с Ярошенко, — заявил он. — Если дело пойдет в этом направлении [принятия закона Магнитского], неизбежным окажется принятие серии ответных мер с негативными последствиями для всего комплекса российско-американских отношений. Если такое вопиющее действие произойдет, наша реакция будет крайне жесткой».
Отмена поправки Джексона-Веника в обмен на «закон Магнитского»
Сейчас в США обсуждается возможность отмены поправки Джексона-Веника, которая запрещает вводить режим благоприятствования в торговле со странами с нерыночной экономикой.
Поправка действует с 1974 года, она была введена в ответ на ограничения на эмиграцию из СССР. С 1989 года на действие поправки введен мораторий. Однако формально она не отменена.
При вступлении России в ВТО американские производители могут оказаться в невыгодных условиях из-за ограничений доступа на российский рынок. А потому поправка сейчас для США важна. В ноябре 2011 года с предложением отменить поправку выступил американский президент Барак Обама.
Российская сторона недовольна тем, что поправку могут отменить параллельно с принятием «закона Магнитского».
Есть вероятность того, что поправка Джексона-Веника будет отменена вместе с введением санкций в отношении российских чиновников, отмечает в беседе с BFM.ru эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер. Он ссылается на активность лоббистских групп в американском Конгрессе, которые активно выступают именно за такой расклад.
Судьба «закона Магнитского» на следующей неделе будет решаться в Мексике. В Лос-Кабосе 18-19 июня на саммите G20 пройдет первая после избрания президента России Владимира Путина встреча с его американским коллегой Бараком Обамой.
В последний раз они виделись в 2009 году, когда Путин был еще премьером.
Президенты России и США будут обсуждать на саммите G20 целый ряд вопросов сотрудничества. Сергей Рябков подтвердил, что Россия рассчитывает на обсуждение «закона Магнитского» в числе «наиболее важных острых и жгучих вопросов двустороннего характера и международных тем», цитирует его РИА «Новости».
«...показалось, что холодная война никогда не закончится»
Барак Обама планирует обсудить с Путиным ситуацию в Сирии и определить, смогут ли США и Россия достигнуть общего взгляда на сирийскую проблему, пишет Financial Times со ссылкой на высокопоставленных американских дипломатов.
Их встреча должна была состояться раньше — на саммите G8 в Кэмп-Дэвиде в мае этого года. Однако тогда Россию представлял премьер Дмитрий Медведев, что вызвало предположения о том, что перезагрузка отношений закончена.
Дипломаты двух стран в последние дни обмениваются необычно агрессивными замечаниями. И про встречу двух лидеров FT пишет как про событие, которое произойдет, «через неделю после того, как показалось, что холодная война никогда не закончится».
В Мексике Обама, который сейчас ведет свою избирательную кампанию, столкнется с достаточно деликатной задачей — наладить хорошие рабочие отношения с Владимиром Путиным. Как раз в то время, когда в Конгрессе обсуждают законопроект, критикующий соблюдение прав человека в России.
Обама сейчас не заинтересован в том, чтобы «закон Магнитского» прошел, говорит BFM.ru Марк Урнов, председатель фонда аналитических программ «Экспертиза». «Атака на него со стороны республиканцев идет, в том числе, по поводу провала «перезагрузки» отношений России и США. Принятие «закона Магнитского» вызовет, по крайней мере, вербальные негативные реакции со стороны России. Избирательной кампании Обамы это не пойдет на пользу. Хотя позднее, думаю, этот закон будет принят», — говорит Урнов.
В качестве ответной симметричной меры со стороны России на принятие «закона Магнитского» может стать запрет на въезд в РФ ряда американцев, говорят опрошенные BFM.ru эксперты. «Но это реакция ничего, кроме смеха, со стороны международного сообщества вызывать не может. Для Путина принятие закона — это очень серьезное уязвление, потому что это удар по нашей элите. Естественно, когда по элите бьют, она выражает недовольство лидером. Словом, сегодня это ни Обаме не нужно тактически, ни Путину — стратегически», — говорит Марк Урнов.
«Реакция российской стороны будет достаточно жесткой. Но было бы правильно жесткую реакцию начинать сейчас, потому что введение санкций уже постфактум никакого влияния на американских конгрессменов не окажет», — полагает Брутер.