16+
Суббота, 14 сентября 2024
  • BRENT $ 72.18 / ₽ 6563
  • RTS928.07
5 июня 2012, 20:42 Право

Панк-молебен Pussy Riot — акция «по умалению духовной основы государства»

Лента новостей

Расследование уголовного дела участниц панк-группы Pussy Riot, обвиняемых в хулиганстве в храме Христа Спасителя, завершено досрочно. Следствие считает, что это была акция «по унижению чувств и верований … и умалению духовной основы государства»

Участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова. Фото: РИА Новости
Участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова. Фото: РИА Новости

Срок следствия по делу панк-группы Pussy Riot истекает 24 июня, однако в минувший понедельник следователь Артем Ранченков объявил фигуранткам и их адвокатам об окончании расследования.

Как стало известно BFM.ru, на днях часть материалов дела была выделена в отдельное производство и направлена в Следственный комитет России для проверки на предмет наличия в действиях Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич признаков статьи 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды). Она предусматривает наказание от штрафа до 5 лет колонии.

Как рассказал BFM.ru адвокат Надежды Толоконниковой Марк Фейгин, признаки возбуждения религиозной ненависти усмотрела третья проведенная по делу судебная комплексная психолого-лингвистическая экспертиза. Она проводилась с 14 по 23 мая тремя независимыми экспертами из трех разных экспертных учреждений: Института мировой экспертизы им. Горького, Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования и Института государственно- конфессиональных отношений и права.

Как утверждает адвокат, последнее исследование опровергло две проведенные ранее по делу экспертизы, которые не нашли в действиях арестованных ни признаков «хулиганства» (статья 213 УК), ни признаков «возбуждения ненависти либо вражды» (статья 282 УК).

«Последнюю дополнительную экспертизу проводили впопыхах за 9 дней», — сказал адвокат. Он отметил, что эксперты проанализировали даже комментарии к размещенному в сети ролику «Богородица», Путина прогони».

«Во многих комментариях они обнаруживали признаки призывов к разжиганию религиозной розни и вражды, потому что анонимные пользователи писали все, что им заблагорассудится», — продолжил Фейгин. Адвокат считает, что это было сделано не случайно. Следствие направило комментарии на исследование для того, чтобы показать: обвиняемые действовали по мотиву разжигания религиозной ненависти и розни, а комментарии в Сети свидетельствуют, что они рассчитывали на такого рода реакцию и хотели ее.

Инцидент, который лег в основу уголовного дела, произошел 21 февраля этого года. Примерно в 11 часов утра Надежда Толоконникова, Мария Алехина, Екатерина Самуцевич и их неустановленные соучастники пришли в Храм Христа Спасителя в Москве. Надев маски, они вбежали на солею и амвон, вход на которые запрещен, и у алтаря провели «панк-молебен». Видеоролик с выступлением был выложен в Интернет и вызвал негодование православной общественности.

В марте задержали трех участниц группы: студентку пятого курса философского факультета МГУ Надежду Толоконникову, учащуюся четвертого курса Института журналистики и литературного творчества Марию Алехину и выпускницу МЭИ Екатерину Самуцевич. Им предъявлено обвинение по части 2-й статьи 213 УК (хулиганство, совершенное в составе организованной группы). Девушкам грозит штраф в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей, принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 7 лет.

Фигурантки дела не отрицают, что были в храме, но считают, что совершили административное правонарушение, а не уголовно-наказуемое деяние. Их адвокаты уверены, что трактовать действия обвиняемых по статьям 213 или 282 нельзя.

«С точки зрения права — это полнейший абсурд, — прокомментировал Фейгин выводы последней дополнительной экспертизы. — Ролик — это художественное произведение. Он лишь маленькая часть того, что происходило в храме. Там девушки успели сказать: «Срань Господня», и их согнали с амвона. И ничто не доказывает, что ролик сделали они и что они же его выложили в Сеть. По логике следствия, преступление началось, когда фигурантки дела зашли на амвон, а закончилось, когда они выложили в Сеть ролик».

Вместе с тем, утверждает адвокат, ролик сделали совсем другие люди, но следствие не потрудилось установить, кто: не запросило IP- адрес компьютера, с которого он был выложен в Интернете, не захотело установить личность владельца.

Адвокаты Pussy Riot не исключают, что если будет возбуждено дело по статье 282 УК РФ, то его фигурантами могут стать те, кто «документировал деяния» участниц панк-группы — авторы клипа и даже журналисты, проводившие свою собственную съемку.

По мнению защиты, в связи с тем, что в деле имеются три экспертизы, которые противоречат друг другу, необходимо назначить еще одно, повторное исследование. Однако следствие решило этого не делать.

«По мотивам религиозной ненависти»

Вместо этого следователь Артем Ранченков вызвал обвиняемых и их адвокатов к 12 часам дня 4 июня в Главное управление МВД по ЦАО для уведомления об окончании предварительного следствия.

Согласно фабуле обвинения, преступление было совершено «по мотивам религиозной ненависти». По версии следствия, девушки «тщательно спланировали акцию по унижению чувств и верований многочисленных приверженцев православного христианского вероисповедания и умалению духовной основы государства».

«Злостный совместный умысел» обвиняемых «не ограничивался лишь осквернением церковной святыни в присутствии прихожан храма», говорится в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого. Его адвокаты продемонстрировали прессе во вторник, 5 июня.

В документе также говорится, что участницы «панк-молебна» специально оповестили прессу и блогеров о своей акции, чтобы привлечь внимание общественности к своим «кощунственным действиям».

Следствие указывает, что девушки хотели «спровоцировать волнения среди верующих, неосознанно заставить искать возможность каких-либо ответных действий». Дало следствие и оценку и «крайне непристойному» виду фигуранток, которые надели открытую одежду и «защитные маски вызывающе-яркой расцветки». Включенная девушками фонограмма была названа «оскорбительной и богохульной» для слуха православных верующих.

«Своими действиями Толоконникова совместно с Самуцевич, Алехиной и неустановленными лицами грубым образом нарушили общественный порядок, лишили граждан общественного спокойствия, прервали нормальное функционирование Кафедрального Собора Храма Христа Спасителя, предусмотренное регламентом нахождения посетителей и служителям храма, ставшими невольными очевидцами вышеуказанных незаконных действий», — констатировало следствие.

Потерпевшими по делу признано несколько человек. Это охранники ЧОП «Колокол», посетитель храма — член организации «Народный собор» — и свещница. Все они заявили, что своими действиями участницы Pussy Riot причинили им моральные страдания.

Представители следствия считают, что девушки «глубоко оскорбили и унизили чувства и религиозные ориентиры верующих православных христиан… демонстративно и показательно пытались обесценить веками оберегаемые чтимые церковные традиции и догматы».

«Это были не пародийные, а стилизованные действия»

По прогнозам защиты, процедура ознакомления с материалами дела может занять не меньше двух месяцев. За это время адвокаты намерены провести независимые экспертизы. Они также намерены обжаловать действия следствия по назначению последней экспертизы в суде. По мнению адвокатов, «в этом не было никакой необходимости». Они считают, что выводам предпоследней экспертизы, проведенной в госучреждении «Центр информационно-аналитических технологий», вполне можно доверять.

«Это были не пародийные, а стилизованные действия. Это не бесовство, не сатанизм, не попытка оскорбить церковь, — настаивает Марк Фейгин. — Другое дело, что эти действия неприемлемы большинством верующих, но в них нет уголовного состава».

Подследственные заявляют, что их акция была проведена в знак протеста против «слияния церкви и государства». Толоконникова, Алехина и Самуцевич не дают показания, сославшись на 51-ю статью Конституции, которая дает право не свидетельствовать против себя. Так они протестуют против своего ареста.

Адвокаты пожалуются в ЕСПЧ

Уже в ближайшие дни защитники планируют направить в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) жалобу на незаконный арест и содержание их подзащитных под стражей.

Как признались юристы, условия содержания в столичном женском СИЗО № 6 довольно приемлемы: девушки сидят в камерах с обвиняемыми в экономических преступлениях, у них есть телевизор и холодильник. За дополнительную плату они могут посещать спортзал и душ. «Но даже если бы там все было отделано золотом, думаю, вряд ли кто-нибудь согласился провести в изоляторе хоть месяц», — заметил адвокат Николай Полозов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию