Первая биеннале в Киеве: переворот без скандалов
Лента новостей
Более трети представленных работ — от художников Китая и Японии, включая знаменитую композицию Ай-Вэйвэя «Круг животных»
«Нет, это еще ничего! Ты вон там, за углом посмотри!» — вполголоса говорит одна сотрудница открывшейся в четверг первой биеннале современного искусства в Киеве другой (обе в спецодежде).
За углом оказывается целый зал с инсталляциями британских художников Джейка и Диноса Чепменов — черными скелетами в нацистских костюмах.
В середине 1990-х годов братья Чепмены создали «Зиготную: биогенетическую десублимированную либидональную модель», чем спровоцировали большой скандал. Инсталляция состояла из стоящих вплотную друг к другу детей, на которых были надеты только кроссовки. Вместо носа или рта у некоторых были половые органы.
Скандальных инсталляций на первой Биеннале современного искусства в Киеве я не обнаружила: в основе многих работ уже привычные темы насилия или апелляция к советскому прошлому.
Искусство переходного периода
Искусство переживает сейчас переходный период, так как «мы наблюдаем конец эпохи финансового капитализма», рассказывает московский искусствовед Екатерина Дёготь. «Что в этих трансформациях станет с искусством? Исчезнет ли оно совсем, или превратится во что-то другое, или оно останется тем же, но будет играть другую роль?», — рассуждает Дёготь, которая на биеннале выступает куратором дискуссионного стола «Искусство после конца света».
«Например, не будет биеннале, и будут другие формы презентации искусства — у людей дома или на улице. Изменения точно произойдут», — уверена Дёготь.
Территория, на которой проводится биеннале, — Мыстецкий Арсенал, до 2003 года использовалась для военных нужд. Затем «на территории прошлого» было решено построить «музей будущего».
В ходе обсуждения родилась идея создать «украинский Лувр» с подземным гардеробом. От идеи «к счастью отказались», радуется заместитель генерального директора музея Александр Соловьев.
«У нас здесь сочетание блеска и нищеты, — говорит Соловьев. — Блеск — это огромная территория. 63 тысячи квадратных метров! А нищета... вы же видите, что еще пока стройка идет».
Продолжающаяся стройка иногда ставит в тупик: например, висящий шнур на балке — это точно последствия ремонта, а не часть указанной на табличке по соседству инсталляции «Наедине с собою»?
За свободный Китай
В списке участников числятся и Билл Виола — культовый художник в области видео-арта, и Илья Кабаков — один из главных представителей московского концептуализма, и Ольга Чернышева — одна из немногих русских фотографов, удостоенных персональной выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке, и Луиза Буржуа — первая художница, получившая возможность организовать персональную выставку в Tate Modern в Лондоне, и китаец Ай Вэйвэй, признанный в 2011 году британским изданием ArtReview самым влиятельным художником в мире.
В Киев Ай Вэйвэй привез «Круг животных» — 12 отлитых из бронзы голов животных, водруженных на столбы.
«Мне очень нравится эта работа — то, как она отражает отношения Китая с Западом. Это так странно — работа, созданная в середине XVIII века итальянскими иезуитами, сегодня иллюстрирует проблему китайской национальной идентичности», — рассказал в интервью Би-би-си куратор киевской биеннале британец Дэвид Эллиотт.
Изначально статуи были отлиты для Летнего дворца в Пекине, но после того, как во дворец во время Второй опиумной войны ворвались французские и британские солдаты, они были уничтожены. Однако в 2009 году две их них «всплыли» на торгах аукционного дома Christie’s. Тогда Ай Вэйвэй решил воссоздать фигуры, которые на протяжении двух столетий символизировали подавление китайской цивилизации европейцами.
Проснись, Украина!
Китайских и японских художников на киевской биеннале — больше трети. Но на мой вопрос, почему на первую киевскую биеннале современного искусства вы пригласили так много азиатских художников, Дэвид Эллиотт отвечает тоже вопросом: "А почему это вас удивляет?"
«Мне кажется, что в Азии сейчас создаются очень интересные работы — они очень динамичные», — объясняет Эллиотт, который в прошлом был директором музея современного искусства Мори в Токио.
«Я хотел показать, где находится Украина в мире искусства. Она между Востоком и Западом, прямо на Шелковом пути, — объясняет Эллиотт. — Я хотел, чтобы на Украину перестали смотреть, как на бывшую советскую республику. Как будто многие годы она была закрыта занавесом, а теперь вдруг занавес подняли! Вы посмотрите на украинских художников — они же до сих пор критикуют советский соцреализм и национальную идентичность. Да сколько можно! Проснитесь уже!»
К теме советского прошлого обращаются в рамках биеннале не только украинские художники. «Аллея звезд» узбекского художника Вячеслава Ахунова — это 20 звезд с портретами и именами политиков (от Муаммара Каддафи до Дмитрия Медведева), к которым присоединились Карл Маркс и Бин Ладен.
«Аллея звезд» упирается в постамент, на котором возвышается склеенная из спичечных коробков (на обложке каждого коробка или портрет советских вождей, или агитационные плакаты) «высотка».
Первая биеннале современного искусства в Киеве продлится до 30 июля.
Екатерина Дробинина
Бизнес-корреспондент Би-би-си, Киев