Российских чиновников не пугает цена нефти
Лента новостей
Минфин пока не видит для России значительного риска в падении цен на нефть и, как следствие, в ослаблении рубля. Глава Сбербанка Герман Греф считает, что подешевевшая нефть может сыграть со страной злую шутку
Уверенность в том, что падение цен на нефть и вытекающее из этого ослабление рубля не несет для экономики страны большого риска, выразил замглавы Минфина Сергей Сторчак в кулуарах ежегодного заседания совета управляющих Европейского банка реконструкции развития (ЕБРР). Иное мнение высказал глава Сбербанка и бывший министр экономического развития и торговли Герман Греф. Он считает, что значительное падение цен на нефть нанесет серьезный ущерб российской экономике.
Сергей Сторчак полагает, что цены на нефть все еще высоки, он назвал их достаточно комфортными для России. А причины падения курса рубля он видит, скорее, в общемировой политике, а не в экономике. «Такое поведение рубля — свидетельство слишком большого развития финансового сектора в мире. Финансовый сектор слишком оторвался от других отраслей экономики», — уверен Сторчак.
«В 2006–2007 годах высокие цены на нефть сыграли с нами злую шутку. Лишь бы они не сыграли злую шутку, когда упадут. Вот, что может быть проблемой для нашей страны. Это очень серьезная проблема, очень. Я этого боюсь», — сказал Герман Греф в Вашингтоне.
Год назад бывший вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявлял, что в ближайшие два года цена на нефть снизится до 60 долларов за баррель и продержится на этом уровне полгода. Возможно, его прогноз начинает сбываться — цены на нефть входят в нисходящий тренд.
В течение прошлой недели курс рубля упал до минимума за последние четыре месяца, сохранялся отток денег из российских активов на фоне желания инвесторов избавиться от рискованных бумаг. Одновременно цена нефти снизилась до 107 долларов за баррель, что стало дополнительным стимулом для ослабления рубля. Основной повод для выхода инвесторов из рисковых активов, как и прежде, связан с обострением ситуации в Греции и вновь остро вставшем вопросе о развале еврозоны. Рейтинговое агентство Fitch снова снизило рейтинг Греции до преддефолтного, а МВФ отказался сотрудничать с временным греческим правительством. Повышение риска выхода Греции из еврозоны дает инвесторам повод говорить о том, что вслед за ней из союза могут последовать и другие страны слабого юга Европы. В итоге, на фоне роста доходности долгов Испании агентство Moody’s понизило рейтинги 16 банков этой страны, в том числе крупнейших Santander и BBVA.
Правда, 21 мая мировые цены на нефть чуть выросли — на 0,61% до 107,79 доллара за баррель.
Нефть будет дешеветь и дальше, считают эксперты, но пока запас прочности бюджета достаточен для того, чтобы выполнить предвыборные обещания президента о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы, так как эти обещания «номинированы» в рублях. А рубль будет девальвироваться параллельно снижению цены на нефть.
Согласно последнему обзору рынка нефти, который на прошлой неделе опубликовало Международное энергетическое агентство (МЭА), в 2012 году предложение нефти превысит спрос, отмечает старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. Кроме того, наблюдается рецессия в экономике Европы и налицо признаки замедления экономического роста в Китае. Это говорит о том, что снижение цен до 90–100 долларов за баррель в 2012 году выглядит неизбежным. Насколько быстро это произойдет, будет зависеть в основном от нарастания долгового кризиса в еврозоне. А текущее состояние дел в регионе отнюдь не внушает оптимизма.
Мировые рейтинговые агентства считают, что российский бюджет будет сбалансирован только при цене на нефть в 117–120 долларов за баррель, но вне зависимости от стоимости нефти у правительства есть возможность выполнить предвыборные социальные обязательства Владимира Путина, полагает заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников. Он обосновывает свое мнение тем, что госдолг России составляет около 11% от ВВП, а это очень мало. По некоторым оценкам, выполнение обещаний Путина обойдется в 1,5% от ВВП. Кроме того, если стране понадобятся дополнительные средства, она может выйти на рынки внешних заимствований и за несколько лет нарастить госдолг до уровня 50% от ВВП, что тоже безопасно, полагает Верников.
Недавно Министерство экономического развития (МЭР) подготовило прогноз на 2013–2015 годы, в котором заложено три сценария развития ситуации (оптимистический, пессиместический и базовый). За основу МЭР берет базовый сценарий, по которому средняя цена на нефть в 2013 году составит 97 долларов за баррель, а к концу периода (2015 год) — 104 доллара.
В том случае, если котировки нефти упадут даже до уровня 80 долларов, по мнению экспертов Минэкономразвития, сработает так называемый стрессовый сценарий. В этом случае существенно увеличатся риски для российской банковской системы и платежного баланса. Рубль подешевеет до 32 рублей за доллар, инфляция вновь подскочит до 8–10%. Это вызовет сокращение роста реальных доходов до 1,8–3,3% вместо запланированных в базовом варианте 4,5–5,2%. Последует стагнация спроса, снизится оборот розничной торговли, сократятся инвестиции. В 2013 году темпы роста ВВП упадут до 2% с 3,4% в 2012 году.
Какой бы вариант развития событий ни последовал, бюджетная проблема будет по-прежнему актуальная для России, полагает Максим Васин: «Наша экономика находится в тяжелейшей нефтяной зависимости, которая растет невероятно быстрыми темпами — ведь еще совсем недавно 80 долларов за баррель нефти считалось вполне приемлемой ценой. Ненефтегазовый дефицит увеличился с 3,5% ВВП в 2006 году до 10,6% в 2012 году».
Андрей Верников смотрит на перспективы падения цен на нефть более оптимистично. Он считает, что цена в 80 долларов за баррель не является катастрофой для бюджета, так как по мере падения цены на нефть будет пропорционально девальвироваться рубль. «Поскольку предвыборные обязательства, такие, например, как зарплата профессорам, учителям и врачам, номинированы в рублях, то особых проблем с их выплатами не будет вследствие обесценения того же рубля», — отмечает эксперт.
Поскольку наша экономика почти на 100 % зависит от цен на нефть, при существующей экономической политике для развития России требуется постоянный рост цен, а это невозможно по определению, отмечает Максим Васин. Он считает, что со снижением нефтяных цен нас ждет, помимо бюджетной проблемы, увеличение оттока капитала, сумма которого и сейчас выглядит пугающе.
При снижении цены на нефть иностранные валюты начнут быстро расти к рублю, а доверие к российской экономке будет подорвано. В результате неизбежно возрастет стоимость внешних заимствований как для государства, так и для российских эмитентов. Будет расти инфляция, а за следом за ней — процентные ставки. Темпы роста реальных доходов населения застопорятся. В такой ситуации экономический рост замедлится или даже станет равен нулю.