16+
Воскресенье, 24 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
9 августа 2011, 17:11 Рынки

С. Дубинин: «Для паники нет оснований, ни в российской, ни в мировой экономике»

Лента новостей

О том, как крупный бизнес воспринимает происходящие сегодня на мировых рынках события, в интервью Business FM рассказал председатель Наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин

На российском рынке нарастает паника. Индекс РТС к середине вторника обвалился больше чем на 7%, индекс ММВБ больше чем на 4%. И все это после серьезного падения рынка в понедельник, который уже назвали «черным» для России.

О том, как крупный бизнес воспринимает происходящие сегодня на мировых рынках события, в интервью Business FM рассказал председатель Наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин. С ним беседовала продюсер Business FM Елена Марчукова.

Business FM: Как крупный бизнес воспринимает сложившуюся ситуацию на рынке? Как масштабное начало кризиса или нечто, что может быть быстро преодолено?

Дубинин: Для паники и трагедии оснований нет, ни в российской экономике, ни в мировой. Вместе с тем, это продолжение кризиса в финансовой системе, причем в глобальном масштабе. Но это не ситуация, когда система стоит перед перспективой краха или общего разрушения. Понятно, что глобальная система зависит от развитых финансовых рынков. И там эта куча неприятностей связана с тем, что госдолги вышли из под непосредственного контроля. Задача - вернуть контроль. Паники там не будет именно потому, что весь инструментарий для контроля остается в руках правительства и ЦБ. Конечно, неприятно и снижение рейтинга и повышение процентных ставок. Деньги в этих странах подорожают для всех. Отсюда вниз по финансовой иерархии они будут дороже для всех остальных. Дороже для самих банков, для компаний. А дальше риски будут оцениваться как более высокие для развивающихся рынков. Да, это будет новая эмиссия большой денежной ликвидности, чего не хотели центральные банки, они считали уже сегодняшний объем избыточным. И они не хотели в перспективе инфляции. В долгосрочной перспективе, видимо, инфляцию избежать не удастся. Это завтрашний день в мировой экономике - от трех до пяти лет.

В России как в стране развивающегося рынка, эти неприятности еще более очевидны. У нас уже проблема сегодня - повышенная волатильность. Если на тех рынках падение составляет 2-3%, то у нас до 8%. С начала августа оно еще более 10%. Это тяжело воспринимается и это может привести к бегству капитала. Но одновременно надо понимать, что снижение курса рубля для российской экономики - это скорее благо. Поскольку повышается конкурентоспособность наших товаров. Проблема еще заключается в том, будет ли у нас достаточный спрос на нефть и газ на мировых рынках. Цена - если она будет меньше 100 долларов, для нас уже не хороша. При 80 - дефицит бюджета поднимается на очень значительные величины. Предстоит еще сдерживать госрасходы. В год выборов это крайне болезненно и неприятно. Но это тоже не катастрофа и не трагедия. Единственный выход из этого в долгосрочной перспективе - это значительно повысить эффективность собственной экономики и ее конкурентоспособности.


Business FM: А если говорить о краткосрочной перспективе. Как поступить с накоплениями сейчас? И бизнесу, у которого средств значительно больше в сравнении с любыми депозитами граждан находятся под угрозой, как им сейчас не потерять объем средств, за счет которых они этот ведут бизнес?

Дубинин: Не потерять ничего из того, что вложено в акции и паи ПИФов на сегодняшнем рынке невозможно. Здесь придется фиксировать убытки. И каждая компания и каждый банк ставит перед собой задачу - определить стоп-лотс. Если далее невозможно фиксировать убыток, то придется продавать по этим пониженным ценам и фиксировать на том уровне, на котором мы находимся. Это делать необходимо. Прекращать кредитование сегодня оснований нет. У нас нет институционального кризиса, когда было понятно, что партнеры по бизнесу будут терпеть непереносимые убытки, уходить в банкротство, закрываться и так далее. И опять же у государства под это должен быть и есть инструментарий по предотвращению этих неприятностей.

Business FM: Поскольку о второй волне кризиса стали говорить как только началась первая, это ожидание еще одной волны кризиса оно для вас стало информационным фоном или действительной угрозой?

Дубинин: Если под второй волной подразумевается кризис госдолга, то для Западной Европы и для США - это реальность. В России нет такого высокого госдолга и поэтому кризиса на этой почве нет и быть не может. Эта часть второй волны здесь ни при чем. Но эта вторая волна с госдолгом после банковского кризиса, это нормальная динамика финансовой системы была ожидаема. Проблемы будут у российских заемщиков, которые на внешнем рынке взяли в свое время деньги большие. Сейчас если они зарабатывают в рублях и у них произойдет девальвация, в короткую им будет сложно обслуживать этот долг. Но с другой стороны они смогут повысить свои поставки за рубеж. Это те, кто продает за рубежом газ, металл, нефть. В этом смысле им легче будет выдержать некоторое сокращение цен или падение спроса.

Business FM: Каковы слабые места в российской экономике, которые могут пострадать или в этот кризис или в другой момент, помимо привязки к сырью. Какое место сейчас самое больное?


Дубинин: Это те компании, которые позволили себе over leveling по займам за рубежом в конвертируемых валютах. Я имена называть просто не могу и не буду. Но такие компании есть. У них окажутся проблемы с обслуживанием этих долгов. Им в свое время придется распродавать какие-то виды своего бизнеса, активы. Искать возможность покрыть эти долги. В какой-то степени это заденет те российские банки, которые эти компании кредитовали. Трезвая оценка этих активов - это и есть профессиональная работа финансовых менеджеров в этих компаниях и банкиров, которые их кредитовали. Под них надо создавать резервы.

Business FM: Спасибо. Держитесь курса.

Business FM

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию